Дорога. Хостел «Ягель». Мурманск. Ледокол «Ленин». Памятник Алёше. Саамская деревня. День первый

С недавних пор, а вернее с весны 2020, когда еще не грянула самоизоляция по ковиду, мне очень хотелось попасть на край света… В Мурманскую область и увидеть северное сияние. Сегодня развиваются авторские туры, не хотелось всяких экскурсий, поэтому я нашла ребят, которые проводят авторские поездки по Мурманской области. И так получилось, что в поле моего зрения попались ребят из ArcticFree. Именно с ними я отправилась в свой день рождения на Кольский полуостров. Поездка состоялась с 27 по 29 ноября. В 3 утра 27 ноября я была в Мурманске, а в 10 вечера 29 ноября уже вернулась домой. И это было незабываемо.

Самолётом из аэропорта «Домодедово» я прилетела в Мурманск глубокой ночью и на такси добралась до хостела «Ягель». Меня встретила весь приятная девушка-администратор и сразу быстренько приняла все документы и оплату (аж целых 300 рублей, так как я останавливалась до 10 утра). В хостеле было достаточно тихо, чистенько и уютно.

Остановилась я в совместной комнате и долго переживала как мне там будет. Но оказалось очень уютно и достаточно спокойно. Койки закрытые. Достаточно чистенько. Вечером в ванной комнате (она общая) было грязновато, но утром все уже было отдраено до блеска. Большего сказать про хостел не могу, так как я в нем находилась до 10 утра.

В 10 утра за мной приехал Максим, который для нашей маленькой группы в 3 человека был гидов всё время путешествия. Мы заехали за двумя другими участниками поездки и помчались по Мурманску. Кстати, для тех, кто не в курсе, в эти крайние дни ноября световой день очень быстро заканчивался :). Таковы особенности региона. 30 ноября наступила полярная ночь. 29 ноября световой день составил всего ли 2,5 часа. Поэтому для меня было очень непривычным, когда на часах 14.00, а на улице уже глубокая темень. Мозг, мне кажется, просто потерялся от такого переключения реальности. Но это было очень необычно и интересно.

Первый объект, к которому мы отправились в Мурманске, был ледокол «Ленин». Кстати, он в программу не входил, но мы дружно уговорили Макса туда доехать. Единственное, у меня была просьба, что в 13.30 мне нужно быть в Оленегорске, в кафе, чтобы провести экспертное выступление. Да-да, так могу только я. Сначала купить тур, всё оплатить, а потом вспомнить про событие. Но я безумно благодарна ребятам из ArcticFree, которые помогли решить эту задачу. Они нашли кафе с хорошим интернетом и я смело отправилась в поездку.

Итак, на «китайце» (авто Максима, марку точно не вспомню, но меня постоянно поражало как этот внедорожник по нашим дорогам еще и на севере ездит) мы добрались до ледокола «Ленин». Я, конечно, видела его на фотографиях, но ничто не может сравниться с увиденным в живую. Размеры, величие, сам порт, просто завораживали.

Историческая справка: Атомоход «Ленин», как и положено ветерану, и поныне величав. С виду не скажешь, что «Ленину» пятьдесят. Первый в мире ледокол заложили 24 августа 1956 года на стапелях Адмиралтейского завода в Ленинграде.
История атомохода удивительна. На протяжении тридцати лет ледокол доказывал свои уникальные возможности по преодолению ледовых преград в суровых условиях Арктики.

Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. Атомоход возводил весь Советский Союз, причем в рекордно короткие сроки. В 1959 году на ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг. Судно решило многие проблемы полярников.

Окончание строительства ледокола совпало с визитом Хрущева в США. 14 сентября 1959 года, развернув газеты, советские люди с волнением читали ответ товарища Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в его адрес в связи с поездкой в Америку. Ледокол должен был олицетворять мощь и величие советского государства, наглядно демонстрировать преимущество социалистического строя перед капиталистическим, поэтому о нем раструбили на весь мир, – вспоминает Арон Лейбман. – Но вот когда подошло время спуска ледокола на воду, возникла неразрешимая проблема.

Ледокол строился в Ленинграде, и выводить его планировалось по Ленинградскому морскому каналу. Но глубина канала была 9 метров, а осадка ледокола – 10. Проводку осуществить было невозможно

Дальше наша дорога лежала к «памятнику Алёше». А вернее это мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Когда мы добрались до места, то первое, что поразило мой глаз — это ярко белый снег, которого в Москве я давненько не наблюдала, он слишком быстро тает. А здесь всё белым бело и на дороге, и на деревьях.

«Памятник Алёше» является вторым после памятника «Родина-мать» по величине. Он просто огромный, даже на фото его невозможно охватить полностью. Кстати, почему памятник стали так называть — «Алеша»? История простая. Дело в том, что после появления песни «Алёша», которая была посвящена памятнику советскому солдату -освободителю в Пловдиве, многие памятники солдатам-освободителям стали называть этим русским именем.

Историческая справка: Этот памятник стоит на одной из самых высоких сопок в Мурманске. Алеша смотрит на Кольский залив с высоты 200 метров, и его тоже видно издалека. Мурманский Алёша смотрит в сторону Долины Славы на другом берегу залива. Именно там проходили самые жестокие бои. Город-герой Мурманск не был взять врагами и сыграл очень важную роль в истории Великой Отечественной войны. Мемориал был открыт к 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Это вторая по высоте статуя в России, 35,5 метров. Выше только знаменитая Родина-мать в Волгограде. Вес статуи — более 5 тысяч тонн.

Место памяти и вечной славы…

После посещения мемориала наша дорога лежала в Саамскую деревню Сам Сыйт. Долгая и красивая дорогая. Но в моём случае ещё и с заездом в Оленегорск для проведения своего экспертного выступления. Пока мы добирались в Саамскую деревню. В этой деревне нас ждали олени, хаски, зайцы, ужин, игры, баня и ночёвка.

К 14.00 меня забросили в Оленегорск, здесь я до 15.30 проводила выступление в кафе, практически в походных условиях. Мимо проходящая бабуля всё дивилась тому, что я разговариваю в пустоту, при этом тыкала пальцем в экран, но благо никто этого не заметил :). В целом всё прошло хорошо и в 16.00 за мной приехал Максим. К этому времени я плотненько поела, откушав уху, второе с рыбой и морс. Оказалось очень сытно и вкусно.

По дороге в деревню мы с Максимом общались на исторические темы, особенно интересно было услышать про ленд-лиз, про версии, что же всё это такое было и какую роль эта программа сыграла в Великой Отечественной войне. Долго разговаривали как его занесло в авторские путешествия. Оказалось, что ему всю жизнь нравилось заниматься историей и экскурсиями, просто не давал себе этого делать до определенного момента. В 17.00 мы были на месте и когда я взглянула на небо, то поняла, что световой день-то завершился, тьма-тьмущая.

До экскурсионной программы оставалось чуть больше 30 минут, поэтому я заселилась в номер, в большом доме, немного отдохнула и побродила по местности.

Деревня является по сути реконструкцией традиционной деревни саамов с туристическим кемпингом.

Программа началась с идолов. Так как саамы язычники, то идолы имеют для них большое значение — каждый обладает особыми способностями. Четыре идола покровительствовали рожденным в определенное время, еще были идолы здоровья, судьбы и удачи. К каждому идолу надо было по особому обращаться — касаться его одной или двумя руками, делиться желаниями, а для того, чтобы идол был благосклонен — оставлять у его подножия монетки.

А дальше была встреча и общение с оленями. Олени находились где-то далеко в тундре и чтобы их призвать, экскурсоводу сааму пришлось довольно долго выкрикивать на саамском специальный клич. И вот дружной гурьбой из леса вывалилось стадо оленей под перезвон колокольчиков…

После оленей пообщались с хасками и другой живностью деревни, катались на оленях и на банане, поужинали, потом немного отдохнули и была баня. Я не люблю баню, но видимо пришло время как-то с ней подружиться. Было здорово, даже в снег выбегали. В общем что-то в это банном деле есть. После бани мы пытались поймать северное сияние, но не случилось и мы отправились спать, так как рано утром нужно было выезжать в сторону Териберки.

Передать все эмоции и впечатления в словах невозможно, фотографии и видео в этом плане выручают :).

Историческая справка: Ученые полагают, что саамы, или лопари (группа финно-угорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. В нашей стране — на Кольском полуострове — осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро. За пределами России — в Норвегии, Швеции и Финляндии — около 80 тысяч саамов.

На Руси саамов считали шаманами и предсказателями. Возможно, потому, что они поклонялись явлениям природы, деревьям и горам. И по сей день саамские рыбаки продолжают бросать в воду медные монеты вовсе не для того, чтобы вернуться, а чтобы получить от духов реки богатый улов. Кстати, самым богатым саамом однажды станет тот, кто выловит из воды все монетки.

Рыбная ловля — один из главных промыслов этого народа, помимо охоты и оленеводства. Впрочем, оленям отводилась особенная роль — они служили пищей, транспортом (саамы передвигались на оленьих упряжках), их шкурами накрывали чумы, также из шкур шили одежду. Зимняя одежда пеццк (печок) шилась из двух оленьих шкур.