Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

 1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

 1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества


Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную


Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.


Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. aabd:

    Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru