Культура первой половины XIX века

План:

I. Характерные черты русской культуры первой половины XIX века

II. Литература

III. Театр и музыка

IV. Архитектура и скульптура

V. Живопись

VI. Образование

VII. Наука

VIII. Журналистика


Характерные черты развития культуры.

✔︎сохранение крепостнических условий;

✔︎усиление патриотических тенденций под влиянием «духа победы» в 1812 г.;

✔︎многонациональный характер;

✔︎развитие в общеевропейском направлении;

✔︎сохранение национальных традиций;

✔︎продолжение опоры на достижения предшествовавшего времени;

XIX век характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Наиболее яркой, интересной, многоплановой, прогрессивной областью культуры России XIX века становится литература. осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы и передовой освободительной идеологией.


Литература.

«Горе от ума»

Для русской литературы первой половины XIX века характерна быстрая смена художественных направлений. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII века сочетаются, как у Д.И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма.

В начале века в Европе и России формируется романтизм — течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Создателем русского романтизма считают В.А. Жуковского, поэта, чьи произведения стали образцами стиля новой литературы. Помимо него, представителями романтизма были поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский. В их творчестве преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Романтическими можно назвать ранние произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным

«Евгений Онегин»

направлениям. Ранний Пушкин — романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». Помимо «Онегина», выдающимися образцами реализма в творчестве А.С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».

После смерти Пушкина на дуэли его традиции в литературе продолжал М.Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова — это в основном любовная лирика. Однако со временем его поэзию наряду с темами трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известно одаренному юноше принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М.Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М.Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 году.

«Мертвые души»

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением  позиций реализма. Важной вехой в этом процессе стало творчество Н.В. Гоголя. Наследие его многообразно. Это и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести». В 1835 году Н.В. Гоголь закончил комедию «Ревизор». Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Особое значение, которое приобрела в первой половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. высшие достижения в этой сфере связаны с именем В.Г. Белинского. Он был одним из тех мыслителей, усилиями которых утвердилось высокое гражданственное звучание русской литературы.


Театр.

Еще одним следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского малого театра и петербургского Александринского . В 20-30-х гг. XIX века классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности.

опера «Русалка»

Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: это П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов.

опера «Жизнь за царя»

Первая половина XIX века ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем М.И. Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Он считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.

Развитие национальной темы в музыке продолжил А.С. Даргомыжский. Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых

выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».


Архитектура.

В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре первой половины XIX века сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития — высокий классицизм, часто именуемый ампиром. Крупнейший архитектор этого времени — А.Н. Воронихин. Главное творение Воронихина — Казанский собор в Санкт-Петербурге. В 1813 году в этом соборе был погребен М.И. Кутузов, и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в воне 1812 года. ПОзже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, выполненные скульптором Б.И. Орловским.

Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Томон. Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д. Захарова.

Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора К.И. Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом. Принял Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К.И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.

Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В.П. Стасов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. С 1818 по 1858 гг. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор.

В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и др. Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы, Слободской дворец, Екатерининский институт, Московский университет.

Скульптура.

В 1804 — 1818 гг. И.П. Мартос создает памятник Минину и Пожарскому.

Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И.П. Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П.К. Клодтом («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).


Живопись.

О.А. Кипренский

Господствующим стилистическим направлением в живописи первой половины XIX века стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был О.А. Кипренский. Среди его многочисленных работ особенно интересны портреты современников художника — поэтов В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Не менее прославленным портретистом был В.А. Тропинин, сын крепостного крестьянина. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характерны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель.  Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А.С. Пушкина, а также картин с изображением людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился А.Г. Венецианов (картины «Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»), художник и

А.Г. Венецианов

педагог. Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном виде. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П.А. Федотова. Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы, например, его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Карл Брюллов

Величайшим мастером романтической живописи был Карл Брюллов. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К.П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница», 1832 г.; портрет графини Ю.П. Самойловой, 1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А.Н. Струговщикова, 1841 г.; Автопортрет, 1848 г.).

Совсем по-другому складывалась судьба еще одного великого живописца эпохи А.А. Иванова. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к которому шел всю жизнь, была картина «Явление Христа народу». В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.

В жанре морского пейзажа работал И.К. Айвазовский. Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.


Образование.

Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования.

Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 года были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX века в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге).

Царскосельский лицей

В начале века продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них — Царскосельский. Выпускников его был А.С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали домашнее образование. Для них специально приглашали учителей.

Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три положения которой «православие, самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики в сфере образования и печати. В 1827 году был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности». В 1835 году университеты были лишены статуса внутренней автономии. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности, немедленно увольнялись.

Увеличивалось количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 году была открыта императорская военная академия, а в 1855 году — Артиллерийская и Инженерная академии.

Рост промышленного производства и развитие техники вызвали соответственно увеличение потребности в специалистах технических специальностей. В первой половине XIX века возросло количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII веке, была преобразована в Горный институт. В Москве были открыты Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище и др.


Наука.

Н.И. Лобачевский

Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты. Помимо Академии наук и университетов, значительный вклад в развитие русской науки внесли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845 году; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др.

С казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н.И. Лобачевского. Великий математик Н.И. Лобачевский является создателем «неевклидовой геометрии» — нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого  более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что, согласно одной из базовых аксиом Лобачевского, в плоскости через точку, не лежащую на прямой,

Н.Н. Зинин

можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие теоремы: например, сумма углов в треугольнике меньше 180 градусов и т.д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н.И. Лобачевскому удалось доказать логическую обоснованность его построений.

Химику профессору Н.Н. Зинину впервые удалось получить анилин — органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности. Русский физик В.В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки металлов. Академиком Б.С. Якоби были изобретены

В.Я. Струве

электродвигатель, гальванопластика и несколько типов телеграфных аппаратов. Академик В.Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований.

С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н.И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих поенных кампаниях: в обороне Севастополя, русско-турецкой войной 1877 — 1878 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях.

В 1803 — 1806 гг. мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время которого ими было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819 — 1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к Южному полюсу. Во время плавания в 1820 году была открыта Антарктида.

Н.М. Карамзин

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX века вышла 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначенным на официальную должность историографа, Н.М. Карамзин получи доступ к государственным архивам. Труд его был поистине титаническим. Произведение Карамзина дало

С.М. Соловьев

толчок дальнейшему развитию исторической науки. Первая половина XIX века подарила русской культуре целый ряд имен известных историков: М.П. Погодин, М.Т. Коченовский, Н.А. Полевой. В 1840-е годы начинается деятельность великого историка С.М. Соловьева. Большой вклад в изучение истории европейского Средневековья был сделан профессором Московского университета Т.Н. Грановским.


Журналистика.

30-40-е гг. 19 в. – «смирдинский период» в истории книгопечатания. А.Ф. Смирдин реформировал торговлю книгами на принципах буржуазного хозяйствования, выступал как издатель-просветитель.

Самая крупная газета первой половины XIX века – «Северная пчела» (охранительное направление), издаваемая Ф.В. Булгариным.

Первый русский общественно-политический журнал – «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным.

Передовые журналы «Современник» (А.С. Пушкин, Некрасов А.Н., И.И. Панаев), «Отечественные записки» (Краевский А.А., В.Г. Белинский) боролись с охранительным направлением в русской литературе.


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru