Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

План темы:

I. Рациональное поведение потребителя

 1.1 Понятие «потребитель»

 1.2 Цели потребителя и их ограничения

 1.3 Понятие «рациональное поведение потребителя»

 1.4 Принципы поведения потребителя на рынке

 1.5 Доходы потребителя

 1.6 Расходы потребителя

II. Уровень жизни

III. Рациональное поведения производителя

 3.1 Понятие «производитель»

 3.2 Цели производителя

 3.3 Увеличение объемов производства при имеющихся ресурсах


Потребитель – лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. Потребителем выступает индивид, фирма организация и государство в целом.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-12-05-%d0%b2-20-25-35

Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т.е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Основные принципы поведения потребителя на рынке.

🔻 Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

🔻 Поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные  цели и руководствуется личным интересом, т.е. действует в рамках разумного эгоизма;

🔻 Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т.е. выбрать такой набор благ, который принесет ему наибольшую величину полезности;

🔻 При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом;

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

При составлении бюджета семьи используются показатели номинального (денежного) дохода.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-12-05-%d0%b2-20-27-06

Реальный доход – это денежный доход граждан, исчисленный с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части.

Доход: 1. Используется для покупки товаров и оплаты услуг; 2. Образует сбережения.

Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера:

✔︎ Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений;

✔︎ Чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;

Потребительские расходы:

✳︎ обязательные — минимально необходимые

✳︎ произвольные

❗️ Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы;

❗️ Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары – возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги;

Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.


Уровень жизни – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т.п.).

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.


Производитель – это тот, кто изготавливает и продает товары и предоставляет услуги.

Цель производителя – получение наибольшей прибыли. Стремление снизить затраты на производство – более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и др.

Способы увеличения объема выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах.

✓ Расширение объема производства за счет количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников);

✓ Расширение объема производства за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru