NEW. ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ — различные аспекты культуры и социальной среды, которые оказывают влияние на поведение, убеждения, отношения и предпочтения людей.

Эти факторы отражаются в традициях, нормах, ценностях, образовании, религии, искусстве, музыке, литературе и других аспектах жизни общества.

На каждом этапе жизни индивида происходят изменения, характерные для определенного возраста. Но иногда под влиянием социокультуных факторов процесс усвоения норм может быть нарушен:

  • ребенок может медленнее усваивать нормы;
  • ребенок может быстрее обычного усваивать нормы;

И то, и другое может приводить к проблемам во взаимодействии между человеком и окружением, так как его собственные ощущения себя и своих возможностей не будут совпадать с тем, что предъявляется обществом.

Виды социокультурных факторов

  • вера и религия — определяют систему ценностей и моральные установки людей. Религиозные убеждения определяют отношение к жизни, смерти, богу, ближнему, обществу и окружающему миру. Некоторые религии пропагандируют поклонение материальным благам. Религия определяет отношение к традициям и обычаям, которые связаны с религиозной культурой;
  • образование — влияет на понимание мира, развитие личности и готовность к работе и жизни в обществе. Качество образования определяется также социальными и культурными факторами, такими как национальная культура, язык обучения, система ценностей и традиций. Образование определяет уровень экономической и социальной мобильности, которая зависит от возможности получения достаточного образования и сохранения религиозной и культурной идентичности;
  • социальное равенство — ландшафт, география и территориальное размещение людей в городах и сельской местности, различия в занятости и доходе, доступность медицинского обслуживания и жилья, возможность получения образования и профессиональной карьеры;
  • свобода слова и медиа — определяют свободный доступ к получению информации и выражения своих взглядов и убеждений;
  • культурное наследие и национальная идентичность — определяют идентичность и самосознание человека, его ориентацию в жизни и социальном окружении. Культурные традиции, обычаи, языки, искусство, музыка и литература являются частью национального и культурного наследия, формирующего идентичность.

Таким образом, социокультурные факторы влияют на формирование личности, его поведения и на жизнь общества в целом.


ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Человек живёт в обществе, именно в окружении людей, во взаимодействии с другими формируется его характер. Человек становится личностью, приобретая определённые свойства, которые влияют на его поведение в обществе, на взаимоотношения с людьми, на деятельность и т.д.

ЛИЧНОСТЬ — социальная характеристика человека, связанная с набором социальных качеств человека: знаний, умений, навыков, мировоззрения, деятельности, поведения.

Свойства личности в современно обществе

  1. Универсальные, то есть свойственные людям разных эпох.

Данные свойства личности можно перечислять бесконечно — от психологических, философских, до социальных. К ним, например, относятся, характер, направленность деятельности (наличие целей, мотивов), склонности человека, его интересы. Однако эти универсальные свойства в каждую эпоху наполняются новым содержанием, так как окружение человека оказывает существенное влияние на его жизнь.

2. Конкретно-исторические – эти свойства формируются под воздействием эпохи, в которой живёт человек и которая накладывает свой отпечаток на жизнь человека – его мировоззрение, восприятие происходящего в обществе, на определённые ценности и взгляды, на манеру поведения и на многое другое.

Эти свойства тоже можно поделить на две группы: позитивные и негативные.

Позитивные свойства личности в современном обществе

  • Патриотизм, гражданственность, стремление к нравственному совершенствованию.
  • Готовность к инновациям (современный человек очень быстро привыкает к нововведениям в любой сфере, пользуется ими).
  • Адаптивность к быстро меняющемуся миру (это важнейшее свойство, так как обновление технологий происходит постоянно и очень быстро, даже профессии новые появляются – ежегодно до 500, многие из которых «живут» всего от 5 до 15 лет, а это требует от человека мобильности, готовности к самосовершенствованию).).
  • Конкурентоспособность (стремление найти достойное место в жизни, в профессиональной деятельности).
  • Стремление строить свою жизнь по собственному сценарию, самостоятельность в выборе пути.
  • Стремление жить хорошо, в достатке, интересно отдыхать, готовность ради этого много работать.
  • Креативность, творчество, желание проявить себя.
  • Коммуникабельность, способность налаживать новые связи, деловые отношения.
  • Толерантность, умение с уважением относиться к чужим взглядам, но при этом чёткое понимание своей системы ценностей и при необходимости – защита её.
  • Инициативность и самостоятельность (особенно это проявляется в деятельности молодёжи, которая часто становится инициатором нового, например волонтёрского движения).
  • Стремление получить достойное образование, так как это один из надёжных путей продвижения, карьерного роста, улучшения качества жизни. Профессиональное самосознание.
  • Способность к самоконтролю, критическом отношению к себе, к своим поступкам, к своей деятельности.

Негативные свойства личности в современном обществе

  • Снижение ценности реальной коммуникации, увлечение виртуальным общением, жизнь в иллюзорном мире.
  • Инфантилизм – детскость, излишняя доверчивость, наивность, зависимость от взрослых, отсутствие самостоятельности.
  • Излишний гедонизм – стремление жить в комфорте, получать удовольствие от еды, одежды, интерьера, досуга, покупок. В принципе, это неплохо, это позитивные цели. Но важно не сделать это целью жизни, не позволять материальным потребностям одержать верх над духовными, социальными.
  • Снижение важности нравственных принципов, которыми руководствуется человек.
  • Эгоистичность, доходящая до эгоцентризма и др.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Темперамент — это биологическая природа человека, врожденная его характеристика, которая зависит от свойств нервной системы, таких как сила, подвижность и уравновешенность.

А характер формируется в процессе социализации, это его приобретенные качества, которые зависят от воспитания, социального окружения, религии и т.д.


ЗАДАТКИ. СПОСОБНОСТИ. ТАЛАНТ

✍️ Задатки — это генетически заложенная предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности (например, абсолютный слух).

Задаток является основой для развития способности, однако для этого генетической предрасположенности недостаточно, необходимы еще благоприятные условия. Если не заниматься, не оттачивать навык, то это так и останется задатком.

✍️ Способностиэто индивидуальные особенности человека, позволяющие успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека. Каждый человек является обладателем своего уникального набора способностей. Они формируются и развиваются на протяжении всей жизни.

Виды способностей:

✔️ природные способности — связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);

✔️ общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);

✔️ специальные способности — определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).


Способности определяют жизнь человека — его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

По уровню развития способностей различают людей:

способных;
• талантливых;
• одаренных;
• гениальных.

✍️ Талант — это выдающаяся способность или высшая степень способности. Для проявления таланта необходимо сочетание нескольких способностей, которые позволяют человеку идеально и оригинально самому осуществлять какую-либо деятельность. У разных людей талант проявляется в разной мере.

✍️ Одаренность — это способность, для получения которой человек не прикладывал усилий, получил ее «в дар» от природы. Одарённым людям присущи некоторые особенности личности: внимательность, собранность, трудолюбие, высокая продуктивность умственной деятельности, логическое мышление.

✍️ Гениальность — это высшая степень таланта, способность создавать уникальное, качественно новое, это исключительно высокие интеллектуальные способности.

Признаки гениальности:
• оригинальность;
• глубокий смысл, значение результатов деятельности гениев для общества;
• это результат «озарения свыше».

Признанных во всем мире гениев немного, их список пополняют такие выдающиеся люди России как ученый Д. И. Менделеев, ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов, великий полководец А.В. Суворов, поэт А.С. Пушкин и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru