*Система российского права. Законотворческий процесс


Система права  это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Институт права
Подотрасль права
Отрасль права
обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права И.п. объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

ПРИМЕР:

0003-003-sistema-prava

Основные отрасли права России:

✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;

✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;

3459056-8c980fc27f1ba01e

✳︎ Конституционное правоотрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;

✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;

✳︎ Административное правоотрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;

✳︎ Уголовное правоотрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;

✳︎ Трудовое правоотрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;

✳︎ Семейное правоотрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

✳︎ Гражданско-процессуальное правоотрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;

✳︎ Уголовно-процессуальное правоотрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;

✳︎ Арбитражный процесспроцесс прохождения дел в арбитражных судах;

✳︎ Конституционное судопроизводствосудопроизводство в Конституционном суде.


Частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;

Признаки частного права:

✓ состав участников включает физических и юридических лиц;

✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения;

✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений;

✓ к отраслям частного права относятся: семейное, трудовое, гражданское;

Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;

Признаки публичного права:

✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;

✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;

✓ обеспечивает государственные интересы;

✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления;


Система нормативно-правовых актов РФ.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-09-28-%d0%b2-1-34-06

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, который принимается Президентом и исполнительными органами власти.

Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадия
Содержание
Законодательная инициатива

Президент РФ, Совет Федерации РФ, сенаторы Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения

Обсуждение законопроекта

Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки.

По итогам обсуждения Государственная Дума может принять следующие решения:

  • принять законопроект в качестве федерального закона;
  • принять законопроект в качестве федерального конституционного закона;
  • отклонить законопроект.
Принятие законопроекта

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон принимается Государственной Думой не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Утверждение законопроекта

Принятый Госдумой федеральный конституционный закон должен быть обязательно в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральные законы тоже подаются в течение 5 дней на одобрение Совета Федерации*.

Федеральный конституционный закон считается принятым Советом Федерации если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа сенаторов и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Совет Федерации может отклонить федеральный закон и федеральный конституционный закон.

Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето.

Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ. Отлагательное вето не действует в отношении федеральных конституционных законов.

Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом на проверку соответствия закона Конституции РФ, тогда срок подписания приостанавливается на время рассмотрения судом.

Промульгация (публичное объявление) проекта

Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ.

Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

* Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru