Четвёртый день был очень насыщенным. Сначала один из самых необычных пригородов Питера — Царское село, а вечером прогулка с ветерком на байке и не только. Но обо всём по порядку.
Утро, Витебский вокзал, билет на электричку, купленный с ошибкой (лучше брать не базовый, а комфорт, только он считается в электричке, спасибо парням, которые объяснили).
Тридцать минут и я на месте. Яркое солнце,тёплый день и много-много зелени.
Историческая справка: История Царского Села, точнее местности вокруг рек Наровы, Невы и Луги, известна из Новгородских летописей. Область у реки Невы имела стратегическое значение для новгородцев, здесь проходили важные торговые пути, которые долгое время были яблоком раздора для немцев, шведов и русских. После победы над шведами первым, что сделал Петр I, стремившийся всеми силами приблизить отсталую Русь к Европе, стало основание новой столицы Санкт-Петербурга. Для скорейшего заселения этих мест император начал раздавать пригороды своим приближенным. Северная война еще не успела закончиться, а Санкт-Петербург уже оброс прекрасными спутниками, в которых по сей день любят отдыхать жители Северной столицы. Из-за особенностей рельефа и болотистой местности строить новые резиденции предпочитали на уже обжитых местах. Одним из таких мест стала Сарская мыза, бывшая усадьба шведского магната.
Сама деревянная усадьба располагалась там же, где впоследствии было возведено здание Екатерининского дворца. Счастливым обладателем Сарской мызы с легкой руки Петра I стал Александр Меншиков. Впрочем, уже через пару лет император передал эти земли своей возлюбленной Марте Скавронской. Этот подарок стал не только знаком любви, но и симптомом грядущих политических перемен.
Необычные ощущения я испытывала блуждая по улочкам Царского Села. Целью было добраться до парков и Царскосельского лицея. Но сам факт зелёных улочек и проулков, небольших парков поражал. Я здесь никогда не была, ориентироваться помогал навигатор.
Первое, что мне попалось на глаза — Екатерининский собор с парком.
Историческая справка: собор в Пушкине — воссозданный (2007—2010) после разрушения православный храм на Соборной площади, в центре города. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора К. А. Тона. Средства на постройку выделял Кабинет его величества. 10 июня 1939 года в 5 часов 30 минут утра собор святой Екатерины был взорван. Взрывными работами руководил горный инженер Э. Н. Нильсен Практически сразу появляются проекты обустройства бывшей площади: Предлагалось установить памятник А. С. Пушкину, бассейн с фонтанами и окантовкой цветами, детские игровые площадки. создание большого зелёного массива, парково-архитектурного ансамбля, всего посвященного творчеству А. С. Пушкина, «его стихам, сказкам, поэмам, трагедиям и повестям». превратить площадь в «пантеон великих людей дореволюционной эпохи».
Всё увиденное сложно описывать то, что видишь… Это можно только увидеть и каждый раз по-разному. Здесь дышалось иначе, чем где бы то ни было… Возможно, это просто состояние, но это незабываемо и впечатляет, когда попадаешь на территорию парков и дворца в Царском селе. Это что-то трепетное и яркое одновременно. Я бродила по этим паркам Царского села и наслаждалась.
Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Историческая справка: Свое название парк получил по Екатерининскому дворцу, а его история уходит в начало XVIII века. Екатерининский парк разделен на две части: регулярный Голландский (Старый) сад, пейзажный Английский парк. Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов. При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз). В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов. В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.
Белочка в конце прогулки по Екатерининскому парку оказалась очень приятным и милым зрелищем. Обожаю их, особенно если позволяют к себе подойти поближе.
А вы когда-нибудь встречали А.С. Пушкина? Я, да! И знаете где? У Царскосельского лицея, который я видела только на картинках, в связи с санитарными ограничениями, я отстояла очередь в 40 минут, чтобы с маленькой группой попасть внутрь.
В ушах сразу зазвучали строчки:
«Ах, Александр Сергеевич, милый, Ну, что же вы нам ничего не сказали О том, как держали, искали, любили, О том, что в последнюю осень вы знали. В последнюю осень. В последнюю осень».
Историческая справка: Альма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух — «лицейской республики». Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура.
Для меня это было что-то особенное, сердце билось часто, ступая на паркетный пол XIX века, я испытывала смешанные чувства. В голове появлялись образы того, как юноша Пушкин бегал по этим коридорам, сидел за партой, фехтовал… Я даже видела своими глазами учебные ведомости… А свод правил Лицея, это вообще что-то невероятное.
По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «…разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».
Историческая справка: За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки — за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, а третья оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант. Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин. Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 — «келья» Пушкина. «№ 14» — так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.
Лицей поразил… Я долго была в молчании после его посещения. В молчании брела на вокзал города… По дороге встретила еще одно интересное местечко. Это Царскосельская гимназия искусств Анны Ахматовой. Было еще много всего, но в голове постоянно витал образ Царскосельского лицей. Вкусный кофе добавил сладости момента и наслаждения. Я какими-то окольными путями добралась до вокзала, прошагав фактически по периметру всего города Пушкин.
Историческая справка: В середине XIX века в Царском Селе возникла острая необходимость в создании учебного заведения для барышень. Единственное такого рода, бывшее в городе, — пансион для девиц Л. Гарман на Московской улице — уже никуда не годилось ни по качеству обучения, ни по количеству мест. Поэтому в 1865-м году, после переезда из деревянного пансиона Гарман, была открыта Царскосельская женская гимназия на Леонтьевской улице. Новая гимназия была поименована в честь Марии Александровны, жены царя-освободителя Александра II. Впрочем, ещё со времён супруги Павла I, Марии Фёдоровны, вся благотворительность и женские учебные заведения относились к Ведомству императрицы Марии, так что имя гимназии стало традиционным. В 1900-1905-м годах здесь училась Аня Горенко, впоследствии так прославившая гимназию, в новейшее время и в новом облике получившую её имя. Аня Горенко уже в нежном возрасте предвидела появление мемориальных досок на разных её адресах, но «школу» она никогда не любила. Лидия Чуковская, близкая подруга Ахматовой в позднейшие годы, записала одну историю из гимназических лет поэта. По «преданию», в Царскосельском Гостином дворе, Аня Горенко познакомилась со своим будущим супругом, Колей Гумилёвым, учеником Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.
Вернувшись в Питер, я решила, что самое время побродить по улицам, которых нет на карте города. Знаете такие? Например, улица Леннона… Я тоже не знала, очень необычное место оказалось. Его даже просто так не найдешь… Но, как говориться, кто ищет тот всегда найдет.
Улица Леннона прячется в самом центре города. Это Пушкинская 10. Заветная арка, находится напротив входа в метро «Площадь Восстания». У людей там спрашивать бесполезно. Пройдете в арку, увидите маленький одноэтажный домик… входите в него смело, спускайтесь вниз и выходите во внутренний двор… ВСЕ! Вы на легендарной улице Джона Леннона! ))).
Историческая справка: Улицу Джон Леннона пытались переименовать официально еще во времена СССР. Раскопали, что якобы до исторического материализма, тут жил меценат и русский купец Джон Ленон. И он достоин исторической памяти благодарных потомков и улицы в свою честь. Но чиновники при СССР газеты читали… и четко понимали, что Леннон и Ленин… совсем не одно и то же… и идею новой улицы убили на корню. В 2009 году Матвиенко обещала, что улица на картах будет. С тех пор ищем ежедневно, но безрезультатно.
Поскольку время было явно за полдень, очень захотелось кушать :). Долго двигаясь по Невскому, я набрела на одно очень интересное кафе, как всегда «экзотическое» — «Квартирка». Я аж прослезилась от своих детских воспоминаний. Божечки это было так мило, там всё в стиле ретро… Ещё и на Невском.
После вкусного ужина я добрела до Аничкова моста, Солнце уже катилось к закату. Мгновенно приняла решение, что хочу посмотреть закат с крыши. Тут же пробежала мысль: «Крыши — это наше всё» — Светланы Сургановой. Тут же попалось объявление и я уже не думала. Просто дождалась своего «гида» и мы побрели на крыши.
На крыше было страшно, но захватывало дух от восторга, что я-таки это сделала… Виды с крыши были самыми необычными…
Потом прогулялась по вечерне-ночному Питеру. На Невском нашла байкеров и решила, почему бы и «да»… И дальше просто помчалась в ночные огни, завершать этот безумно крутой и необычный день, в котором будто путешествовала во времени…