Культура начала XX века (Серебряный век)

План:

I. Особенности развития культуры начала XX века

II. Литература

III. Наука и образование.

IV. Живопись

V. Архитектура и скульптура

VI. Музыка, театр, балет, кино


Особенности развития культуры начала XX века

Конец XIX — начало XX века — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет русской культуры в тот период был беспрецедентным. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Рубеж столетий в русской культуре представлял собой во всех отношениях новую историко-культурную ситуацию:

✔︎ сама историческая эпоха, которую переживала Россия, спо­собствовала смене культурно-ценностных ориентиров. Бурное раз­витие капитализма, новый этап модернизации, мощный эконо­мический подъем в начале XX в., российские революции 1905-1907 гг. и 1917 г. оказали непосредственное влияние на культурное развитие страны, на формирование культуры нового типа. Предчувствие нового времени, новой экономической эпохи пронизывало всю русскую культуру того периода:

✔︎ сформировавшийся в XIX в. классический этап русской культуры выявил в ней кризисные черты (кризис самосознания, появление в литературе и искусстве различных разновидностей декаданса, резкая поляризация идейно-художественных сил, обост­рение противоречий между ними). Все активнее подвергались кри­тике устоявшиеся школы в искусстве (реализма — в литературе, передвижничества и академизма — в живописи, «кучкизма» — в музыке, традиций социально-бытового реализма в театре), и одно­временно шел поиск новых эстетических идеалов, новых художест­венных принципов, форм и методов;

✔︎ на первый план стали выдвигаться задачи творческого пере­осмысления и обновления сложившихся традиций не только в литературе, искусстве, но и в общественной мысли, в религии. Так, например, официальным религиозным канонам православия про­тивопоставлялись «новое религиозное сознание», мистико-религиозные искания, «богостроительство» и «богоискательство». Новое развитие получила русская философская мысль. Это было время религиозно-философского возрождения в России и создания рус­скими философами-идеалистами целостных философских систем (Вл. Соловьев, И. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Федоров и др.);

✔︎ одной из важнейших черт общественного сознания этого периода стало убеждение в принципиальной свободе творчества, представление об особой значимости творческой личности, творче­ской индивидуальности. Фигура художника, творческая личность, мыслившая категориями культуры в целом, сочетавшая в своем творчестве мысль и образ, философию и искусство, теорию и практику, оказалась в центре новой культуры. Именно таковыми были деятели русской культуры рубежа столетий: Д. Мережковский и Вяч. Иванов, А. Белый и А. Блок, В. Брюсов и К. Бальмонт, 3. Гиппиус и М. Волошин и многие другие, объединившиеся под знаменем символизма;

✔︎ творческий, предельно свободный подход к религии, науке, искусству давал возможность объединить между собой поэзию и музыку, музыку и изобразительное искусство, живопись, музыку и балет. Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.

Стремление пересмотреть культурные ценности прошлого, вы­работать новый, неклассический подход к культуре вызвал немало острых противоречий, создавших внутреннее напряжение эпохи русского культурного ренессанса.


Литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX века наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX века. Ведущие позиции занимают корифеи — Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения.

театральная постановка «Вишневый сад»

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество А.П. Чехова. Талант А.П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах. Им были также созданы и пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.).

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький (А.М. Пешков). Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно, призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В то же время нельзя сводить все творчество А.М. Горького только к узкому политпросвету. Непреходящее значение имеют его «Песнь о Буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В.Г. Короленко («История моего современника» 1906 — 1922 гг.), Л.Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.), А.И. Куприн («Олеся» 1898 г., «Яма» 1909 — 1915 гг., «Гранатовый браслет» 1911 г.), И.А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909 — 1910 гг.) и т.д.

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов второй половины XIX  века сменяется новаторской поэзией Серебряного века. Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов.

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской

А. Блок «12»

литературной критики. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевается настроение упадничества. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова, Д.С. Мережковского. Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие «Серебряный век».

Блестящим поэтому среди символистов был А.А. Блок. Его «Стихи о Прекрасно Даме» воплощают в себе лучшие черты поэзии Серебряного века. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции — «Двенадцать» (1918 г.). По-смиволистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

Оппонентами символистов выступали акмеисты. Основным критерием для оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус.

Истинным новаторство отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 году возникло направление, получившее название «футуризм» (от лат. — будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, Игорь Северянин, В. Хлебников. Б.Л. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.


Наука.

Россия на рубеже XIX — XX веков внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании», так как сделанные в этот период научно-технические открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы, сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определяющих пути достижения этой цели.

В начале XX века в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и т.д., объединяющих ученых, практиков, энтузиастов. Это общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное — универсальностью. К тому же в России марксизм имел благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 года был подвергнут пересмотру революционный принцип переустройства общества.

Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея — проблема самобытности исторического пути России, своеобразие его духовной жизни, ее особое предназначение.

Образование.

Отмечается рост грамотности (с 21% в 1897 до 30% к 1917) и увеличение видов учебных заведений (начальных, земских и церковно-приходских школ). В 1896 году на средства торговой и промышленной буржуазии создано 250 коммерческих училищ – для нужд фирм.

Открываются сельскохозяйственные, медицинские, учительские институты, в 1909 г. – открыт университет в Саратове. Основаны Московский и Киевский коммерческие институты.

К 1914 г. Всего в стране было около 100 вузов со 130 тыс. студентов, А.Л. Шанявским открыт Народный университет. Успешно работали воскресные школы для взрослых.


Живопись.

В.А. Серов

Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников. Но законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства («искусство для искусства») и определяющего значения эстетической составляющей художественного творчества. Отсюда проистекает частое соединение символической идеи и декоративного мотива, преобладание плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, а сливают их с плоскостью, выдвигая при построении композиции в качестве определяющего декоративно-узрное начало. Влияние модерна сказывается уже в исторических полотнах В.А. Серова («Петр I» 1907 г.). Однако наиболее сильно отход от классических канонов проявился в картине «Похищение Европы» (1910 г.).

Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». Они считали, что искусство — это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н. Бенуа и меценат С.П. Дягилев. Основное ядро объединения составил Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М.А. Врубель, В.А. Серов, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.К. Рерих, К.С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Главным источником вдохновения признавалась красота. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого, для них социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, а ведущее место в творчестве занимают изображение красоты старинного быта, реконструкций исторических пейзажей.

Изящество галантного XVIII века, прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А.Н. Бенуа («Прогулка короля»

С.П. Дягилев

1906 г.), Е.Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К.А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).

Мир древнерусской истории был представлен в работах А.П. Рябушкина («Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), М.В. Нестерова («Великий постриг», «На Руси»), Н.К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.).

Много работали художники «Мира искусства» для театра. Выдающиеся театральные декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С.П. Дягилев, создал Л.С. Бакст.

С.И. Мамонтов

Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С.И. Мамонтов, оказавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь свои творческие замыслы. Членами кружка были: скульптор М.М. Антокольский, В.М. и А.М. Васнецовы, К.А. Коровин, И.И. Левитан, В.М. Нестеров, В.Д. Поленов, В.А. Серов.

Членом абрамцевского кружка был один из интереснейших русских художников М.А. Врубель. Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-Лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма.

Возникновение художественных объединений является общей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства. Большую роль в развитии изобразительного искусства начала XX века. Представители другого общества — «Голубая роза» — были тесно связаны с поэтами-символистами, выступления которых являлось непременным атрибутом вернисажей.

Начало XX века — время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т.п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства.

Уже в конце  XIX века многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до начала XX  века они не были столь радикальными. Если художники русского модерна искали в прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то модернизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства — авангардом. Ряд крупнейших русских художников авангарада — В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. — вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей. К.С. Малевич, основатель супрематизма — художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение Малевича — «Черный квадрат» (1913 г.) — стало идейным манифестом супрематизма


Архитектура и скульптура.

бронзовый памятник Александру III (П. Трубецкой)

Новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их

«Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» (Кононенков)

промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и сотнях провинциальных городов строились вокзалы, магазины, рестораны, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Поэтому главной проблемой архитектуры стал поиск нового стиля. И так же как и в живописи, новое направление в архитектуре получило название «стиль модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.

После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектур

у в направлении поступательного

развития, подвинул к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства и создания ансамбля, законченной эстетической среду, в которой все, начиная от общих очертаний здания и заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено единому стилю. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О. Шехтеля (особняк С.П. Рябушинского 1902 г.).

Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX — XX вв. были П.П. Трубецкой и С.Т. Коненков. Самой известной работой П.П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III. Трубецкому удалось точно передать характер Александра III. Творчество Кононенкова весьма разнообразно. наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.).


Музыка, театр, балет, кино.

Начало XX века — это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов — Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова.

На рубеже веков русская музыка обогатилась именами новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А.Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А.Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С.В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

К началу XX века русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская балетная школа опиралась на академические традиции конца XIX века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Русская балетная школа начала XX века дала миру плеяду блестящих артистов — А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров — К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

Начало XX века — это время появления нового вида искусства — кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые кинотеатры. В России появляются деятели кинематографа с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др. 

В 1907 – 1908 – А.А. Ханжонков построил первую кинофабрику в Москве. Отечественное кино сначала было документальным. В 1908 выходит первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (о С. Разине), а в 1911 – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» — гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С.П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908 — 1914 гг.).


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru