План:
I. Основные тенденции в развитии культуры
II. Образование
III. Литература и печать
IV. Наука
V. Архитектура
VI. Скульптура
VII. Живопись
VIII. Театр
Основные тенденции в развитии культуры второй половины XVIII века.
✔︎ утверждение рационалистического (разумного) мировоззрения;
✔︎ расширение связей с культурой других стран;
✔︎ победа светского направления в искусстве;
✔︎ становление светской школы и науки;
✔︎ сословный характер культуры;
К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской.
XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И.В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. по мнению просветителей путь к построению нового общества лежал через распространение знаний и образованности.
В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была захвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно старалась создать о себе мнение как о «просвещенном» монархе, «философе на троне»
Образование.
Тенденции в развитии образования:
📌 существенное расширение сети учебных заведений;
📌 усиление влияния принципа
сословности;
Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширение сети народных школ для низших слоев общества увеличивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян.
В конце XVIII века открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18-20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных
девиц, открытый в 1764 году.
Увеличивается число высших учебных заведений. В 1775 году стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 году в Петербурге открывается Горный институт.
Литература и печать.
Вторая половина XVIII века — это время особой популярности литературных журналов. Екатерина II, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского общества того времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т.д. Ее издание стало объектом насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков. В конце концов «Трутень» был закрыт. Это однако не остановило Н.И. Новикова — он начинает издание журнала «Живописец».
В его изданиях высмеивались сословные строй, хотя в целом Новиков оставался сторонников просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности Н.И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 по 1775 гг. в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики».
Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев. система его воззрений, в целом родственная идеологии просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н.И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции.
В оде «Вольность» А.Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к печати. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербруга в Москву. Контрастом бесчеловечным образом господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих, несмотря не бедственность своего положения, внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, однако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком похуже Пугачева».
Литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями:
🖊 классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил;
🖊 художественно-реалистическое — только начавшее формироваться в русской литературе направление;
🖊 сентиментализм — это направление отмечено повышенным интересов к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентиментализм оценивает человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства;
КЛАССИЦИЗМ (первоклассный) |
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (чувствительность) |
РЕАЛИЗМ |
Тема |
||
События из древней истории, религиозные сюжеты |
Жизнь простых людей, близость их к природе, показ картин семейной жизни |
Правдивое изображение реальной действительности |
Герои |
||
Аристократы, цари, полководцы, государственные деятели |
Простые люди (интерес к их внутреннему миру) |
Раскрытие социальных противоречий, сатирическое и резко обличительное отношение к действительности. Идейная жизнь человека |
Жанры |
||
Высокие – трагедия, ода, героическая поэма. Низкие – комедия, сатира, басня |
Повесть, роман в письмах, дневник, путевые заметки, драма |
Имеет много общего с классицизмом |
Писатели | ||
поэты В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин – «Памятник», «Снегирь»; М.В. Ломоносов драматург А.П. Сумарков — создатель первых национальных русских образцов драматургии классицизма — трагедий и комедий — «Хорев», «Ярополк и Демиза» и т.д. |
Н.М. Карамзин – «Бедная Лиза» |
Д.И. Фонвизин — автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».
А.Н. Радищев — «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Наука.
Развивается во второй половине XVIII века и наука. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Ломоносова, труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, филологии. Среди иностранных ученых, работавших в России, видное место занимал математик Л. Эйлер. Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны.
Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И.И. Ползунова, который за двадцать лет до Дж. Уатта изобрел универсальную паровую машину, и И.П. Кулибина — автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.), большинство из которых остались неосуществленными.
Архитектура.
В архитектура середины XVIII века стала временем формирования стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Им было
построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец, екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний Дворец в Петербурге, ансамбль Смольного монастыря. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли, в стиле барокко работали архитекторы Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры), С.И. Чевакинский (Никольский Московский собор в Петербурге).
Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился
прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит — таковы характерные черты этого стиля. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 — 1786 гг. в Москве Василием Ивановичем Баженовым.
Матвей Федорович Казаков — выдающийся представитель московской школы зодчества, мастер зрелого (строгого) классицизма. Им было возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М.Ф. Казакова являются здания сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынской больницы.
В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец), Антонио Ринальди (мраморный дворец) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий, во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кварнеги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.
Скульптура.
Вторая половина XVIII века явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина. Он работал в основном в жанре портрета. Можно упомянуть бюст князя А.М. Голицына, скульптурные портреты М.В. Ломоносова, Павла I и др. Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М.И. Козловского. Примером работ могут служить памятник А.В. Суворову, композиция «Самсон, раздирающий пасть льву». Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во второй половине XVIII века в России, — француз Этьен Морис Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет свой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.
Живопись.
В живописи во второй половине XVIII века наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П Аргунова. К концу века среди русских портретистов выделяются три поистине великих мастера — Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.
Ф.С. Рокотов — непревзойденный мастер небольших по размерам камерных портретов. Сила художественного воздействия произведений этого живописца сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф.С. Рокотова могут быть названы портреты В.М. Майкова, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой.
Д.Г. Левицкий — крупнейший мастер парадного портрета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетаются с мастерской
передачей материала окружающих аксессуаров. Наиболее известные его работы: портрет архитектора А.Ф. Кокоринова, портрет П.А. Демидова и серия портретов «смолянок» — воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек.
В.Л. Боровиковский писал как парадные, так и камерные интимные портреты. классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А.Б. Куракина. Совсем иное настроение рождает поэтичный, очень женственный образ на портрете М.И. Лопухиной.
Помимо портрета, во второй половине XVIII века получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в картинах на историческую тему. Мастерами исторической живописи были А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»), Г.И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»). Родоначальником русской пейзажной живописи стал С.Ф. Щедрин.
Театр.
Первый русский профессиональный театр возник в 1750 году по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 году царским указом был преобразован в Российский театр. Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне. В стране в XVIII веке насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкино, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.