Тестовые задания по периоду IX — начало XII вв.

Задание 1.

1. Заполните пропуск в предложении: «Киевский князь _________ в начале X в. совершил успешный поход по маршруту, обозначенному на схеме тонкими чёрными стрелками undefined »

2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

3. Укажите название государства, столица которого обозначена цифрой «5», 
в период отражённых на схеме событий.

5. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны:

а) На схеме обозначен город, в котором согласно «Повести временных лет» было принято решение о приглашении варяжских князей.

б) Цифрой «2» на схеме обозначен город  центр восточнославянского племенного союза ильменских словен.

в) Походы, обозначенные на схеме широкими чёрными стрелками undefined  
и белыми стрелками undefined , относятся к деятельности одного и того же киевского князя.

г) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.

д) Торговый путь, обозначенный на схеме, известен в истории как путь 
«из варяг в греки».

е) Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, центр которого обозначен на схеме цифрой «3».

 

Задание 2.

«Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался 
бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь,

У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает 
к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться 
в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями.

Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча.

По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти 
к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян 
с россами».

  1. Назовите русского князя, имя которого неоднократно пропущено в тексте. Назовите русскую правительницу, которая была его матерью. Укажите век, 
    к которому относятся описываемые события.
  2. Укажите любые три названных в отрывке условия, включённых в упоминаемый в тексте мирный договор.
  3. Назовите сына данного князя, одержавшего победу в междоусобной борьбе со своими братьями. Привлекая исторические знания, укажите любые два мероприятия, проведённые в годы правления сына данного князя.

Задание 3.

Из работы Н.М. Карамзина «История Государства Российского».

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Варяги… правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье… и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

  1. Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.
  2. Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.
  3. В чём видит Н.М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

 

Задание 4.

1. Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

2. Напишите имя князя, погибшего в месте, обозначенном на схеме цифрой «3».

3. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

а) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства.

б) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.

в) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, произошло первое столкновение русских и монгольских войск.

г) В городе, обозначенном на схеме цифрой «2», был заключён первый письменный договор Древнерусского государства.

д) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, князем и его дружиной был разгромлен Хазарский каганат.

е) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его жена.

 

 

Задание 5.

1. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

2. Укажите название восточнославянского союза племен, территория которого обозначена на схеме цифрой «2».

3. Назовите князя, заключившего первый известный письменный договор
с государством, обозначенным на карте цифрой «7».

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

а) Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, название которого указано на данной схеме.

б) Цифрой «3» на схеме обозначена территория восточнославянского племенного союза ильменских словен.

в) Цифрой «6» в легенде схемы обозначены направления походов киевского князя Святослава.

г) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», расположен в том месте, где теперь находится Санкт-Петербург.

д) С середины XI в. половецкие племена кочевали в районе, обозначенном на схеме цифрой «8».

е) Территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «4», вошла в состав Древнерусского государства при Владимире Мономахе.

 

Задание 6.

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море
к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна,
а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший <…> в Ладоге,
а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю,
и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

  1. В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.
  2. В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.
  3. В отрывке упомянуты финно-угорские племена.
  4. Автор излагает в отрывке одну из существующих в настоящее время версий происхождения названия нашей страны.
  5. В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.
  6. Автор излагает в данном отрывке одну из существующих версий основания г. Владимира.

Задание 7.

Прочтите отрывок из договора.

«Мы от рода русского… посланные от Олега, великого князя русского, 
и от всех, кто под рукою его, – светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам…

Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы
и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.

Если кто убьёт, – русский христианина или христианин русского, – да умрёт на месте убийства.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за этот удар или битьё пусть даст 5 литр серебра по закону русскому.

Если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если действительно окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, всё равно пусть возвратится он в свою страну, и отдана будет за него обычная цена его, как уже указано выше».

  1. Составление данного договора стало результатом последнего военного столкновения Руси с государством, одно из названий жителей которого упомянуто в отрывке.
  2. В отрывке сказано о территориальных изменениях, которые закрепляются данным договором.
  3. Отрывок представляет собой фрагменты договора, составленного до крещения Руси.
  4. Согласно данному отрывку совершение убийства должно наказываться казнью.
  5. Древнерусский князь, о котором идёт речь в отрывке, за несколько лет до составления договора в ознаменование победы прибил щит на воротах Константинополя.
  6. «Закон русский», упомянутый в отрывке,  это Русская Правда.

Задание 8.

Укажите термин, о котором идёт речь.

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые 
в границах общины; упоминается в Русской Правде.  _______________

Задание 9.

Напишите пропущенное слово.

Система севооборота, характеризуемая такими понятиями, как «озимые», «яровые», «пар», называется _________________________ севооборот.

Задание 10.

Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта  христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.

Задание 11.

Свод законов Древней Руси назывался

  1. «Русская правда»
  2. «Соборное уложение»
  3. «Стоглав»
  4. «Судебник»

Задание 12.

Первая русская летопись называлась

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о погибели русской земли»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Задонщина»

Задание 13.

Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

  1. вотчина
  2. кормление
  3. десятина
  4. метсничество

Задание 14. 

Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

  1. призвание варягов в Новгород
  2. крещение князя Владимира
  3. восстание древлян
  4. первый договор князя Олега с Византией

Задание 15.

К предпосылкам образования Древнерусского государства относится

  1. крещение Руси
  2. принятие «Русской правды»
  3. великое переселение народов
  4. необходимость отпора внешним врагам

Задание 16.

Родовые владения бояр на Руси назывались

  1. вотчина
  2. уезд
  3. удел
  4. слобода

Задание 17.

К какому году относится крещение Руси?

  1. 980
  2. 788
  3. 1988
  4. 988

Задание 18.

В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат

  1. перестал существовать как самостоятельное государство
  2. был присоединен к Киеву
  3. попал в зависимость от Византии
  4. подвергся насильственной христианизации

Задание 19.

Съезд князей в г. Любече в 1097 г. был созван с целью

  1. принять «Русскую правду»
  2. подготовиться к совместному походу против половцев
  3. остановить междоусобицы
  4. установить новый порядок взимания дани

Задание 20.

Восстание древлян в 945 г. было вызвано

  1. межплеменной рознью древлян и вятичей
  2. попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
  3. нежеланием древлян принимать христианство
  4. нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава

Задание 21.

Как называлась община у восточных славян?

  1. вервь
  2. вира
  3. слобода
  4. отрок

Задание 22.

Установите соответствие между терминами и их определениями.

  1. вотчина                       а) глава местного управления, назначенный центральной властью
  2. надел                           б) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода
  3. наместник                  в) борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения
  4. вече                              г) народное собрание

                                                д) земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

Задание 23.

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

  1. Олег
  2. Ярослав Мудрый
  3. Игорь
  4. Рюрик

Задание 24.

Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

  1. оброк
  2. барщина
  3. полюдье
  4. выход

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

© 2020 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru