План темы:
I. Прогресс и регресс
1.1 Понятие «прогресс»
1.2 Особенности прогресса
1.3 Критерии прогресса
1.4 Понятие «регресс»
II. Общественное развитие
2.1 Реформа
2.2 Революция
2.3 Инновация и модернизация
III. Многовариантность общественного развития
IV. Глобальные проблемы
4.1 Понятие «глобальные проблемы»
4.2 Общие черты глобальных проблем
4.3 Способы решения глобальных проблем
4.4 Типы глобальных проблем
Прогресс – это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Особенности прогресса.
📍 относительность прогресса: есть области, к которым понятие прогресса не применимо;
📍 противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Критерии прогресса.
✔︎ развитие человеческого разума
✔︎ совершенствование нравственности людей
✔︎ возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
✔︎ прогресс науки и техники
✔︎ развитие производительных сил, включая самого человека
Регресс – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Об общественном прогрессе (встречается в ЕГЭ):
📍идея прогресса неприменима к искусству, литеатуре, философии;
📍общественный прогресс характеризуется неравномерностью, противоречивостью и многообразием;
📍 прогресс должен иметь гуманистическую направленность;
📍общественный прогресс представляет собой продукт часто непреднамеренных и даже неосознанных человеческих действий;
📍разновидностью социального изменения является общественный прогресс;
📍понятие общественного прогресса неприменимо к такой сфере, как искусство;
Общественное развитие.
И реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация».
Инновация – однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях;
Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.
Два вида модернизации:
📌органическая модернизация — является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером служит переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции 18 в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменения в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
📌 неорганическая модернизация — реакция на вызов со стороны более развитых стран, способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств (такую цель, например, преследовали Петровские реформы 18 в.). Неорганическая модернизация осуществляется путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения иностранных специалистов, обучения своих работников за рубежом, привлечение иностранных инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, законы страны подстраиваются под зарубежные стандарты.
В отличие от органической модернизации неорганическая начинается не с культуры и изменения общественного сознания, его подготовки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая — «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают умами наиболее подготовленной части общества.
О видах модернизации и их признаках (встречается в ЕГЭ):
📍осуществляется «снизу» — органическая модернизация;
📍 начинается с экономики и политики — неорганическая модернизация;
📍является способом «догоняющего» развития — неорганическая модернизация;
📍начинается с изменения общественного сознания — органическая модернизация;
📍является реакцией на вызов со стороны более развитых стран — неорганическая модернизация;
Многовариантность общественного развития.
Подходов к изучению общества много, все их рассматривать не будем. Акцентируемся только на тех, которые находятся в фокусе олимпиад и экзаменов.
🔘 цивилизационный
🔘 формационный
🔘 технологический (стадиальный, технократический)
Цивилизационный подход:
это исследование закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде.
Суть подхода:
В основе данного подхода лежит понимание истории каждого народа как уникального пути. При этом основным понятием становится цивилизация — общество, обладающее специфическими чертами. Человек является двигателем прогресса. Он способен влиять на развитие государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов:
🔘 первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.);
🔘 второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
🔘 третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Формационный подход:
это подход, который рассматривает общество как производную от социально-экономических отношений и процессов. Основатель его – немецкий философ, социолог К. Маркс.
Суть подхода:
Фундаментальной идеей Маркса является двухуровневое описание общества: общественное сознание (надстройка), общественное бытие (базис).
Базис — это и есть экономический уклад жизни, способ производства и распределения материальных благ. Т.е. экономика первична, всё остальное вторично, зависит от бытия и определяется им.
Надстройка — это все остальные сферы жизни: политика, право, мораль, религия, искусство, семья, образование, наука, философия, традиции, государство и его институты (силовые, идеологические и др.).
В соответствии с типами экономического развития он выделял следующие формации:
🔺первобытнообщинная;
🔺рабовладельческое общество;
🔺феодальное общество;
🔺буржуазное государство;
🔺коммунистическое общество.
Технократический подход:
это подход, который рассматривает общество как производную от уровня развития техники (под ней подразумевается совокупность орудий труда, технологий, характер использования природных ресурсов).
Суть подхода:
На основании развития техники и технологий каждое общество проходит следующие этапы развития:
🔺 аграрное
🔺 индустриальное
🔺 постиндустриальное
Традиционное (доиндустриальное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) | |
Время возникновения | Переход от первобытности к цивилизации IV тыс. до н.э. | Переход от Средневековья к Новому времени XVI в. | Переход к истории современности конец XX в. |
Способ перехода | Неолитическая революция | Промышленная революция | НТР |
Основной фактор производства | земля | капитал | Знания |
Основной продукт производства | пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда | Индивидуальный труд | Преимущественно стандартная деятельность | Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | с/х – 75% | с/х – 10%, промышленность – 85% | с/х – 3%, промышленность – 33%, услуги – 66% |
Доминирующая форма собственности | общинная | частная | акционерная |
Товарность | Натуральное хозяйство | Массовое производство | Мелкосерийное производство |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив | Классовое деление, упрощение социальной структуры | Сохранение социальной дифференциации, рост среднего класса |
Продолжительность жизни | 40-50 лет | Свыше 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии | Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация | Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования, сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом; демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество, возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с грамотностью | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов | Основа мировоззрения – информация, особая роль науки образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
Особенности информационного (постиндустриального) общества (встречается в ЕГЭ):
✓ резкое повышение творческого начала в труде;
✓ превращение услуг в основной продукт производства;
✓ внедрение компьютерной техники в различные сферы жизни;
✓ постиндустриальное общество зародилось на волне научно-технической революции;
✓ экономика услуг является основой постиндустриального общества;
✓ постиндустриальное общество формируется под воздействием интеллектуальной технологии;
✓ профессиональное деление общества;
✓ развитие сферы услуг;
✓ лидирующая роль технологии;
Особенности традиционного общества (встречается в ЕГЭ):
✓ в экономике традиционного общества преобладают экстенсивные технологии;
✓ власть в традиционном обществе принадлежит земельным собственникам, церкви и армии как его главным институтам;
✓ основным видом экспорта в традиционном обществе является сырье;
✓ уход во внутреннюю духовную жизнь;
✓ созерцательное отношение к природе;
✓ строгость поведенческих регуляторов;
Особенности индустриального общества (встречается в ЕГЭ):
✓ основной фактор производства — капитал;
✓ широкое применение механизмов, технологий;
✓ выход на лидирующие позиции массовой культуры;
✓ отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности;
✓ рост доходов на душу населения;
✓ рационализация духовной жизни;
✓ в индустриальном обществе происходит отток людей из сельского хозяйства, растет городское население;
✓ человек индустриального общества является активным субъектом политических отношений;
✓ массовая культура создает нормы и идеалы и навязывает их всему индустриальному обществу;
Глобальные проблемы – обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек – природа – общества».
Причины возникновения глобальных проблем.
✳︎ развитие взаимосвязи и взаимозависимости в современно мире, его целостность
✳︎ интенсивность преобразующей деятельности человека в условиях общества потребления
✳︎ недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации
✳︎ отставание уровня нравственного развития от научно-технического
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации.
📍 Интерсоциальные проблемы: предотвращение ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран и др.;
📍 Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы: обеспечение человечества необходимыми ресурсами; предотвращение загрязнения окружающей среды, проблема использования Мирового океана;
📍 Проблемы, возникшее в системе отношений человека и общества: преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др.
Общие черты:
🔻 Масштабность
🔻 Предполагают международное сотрудничество различных стран
🔻 Проявляются как объективный фактор развития общества
🔻 Острота: от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации;
🔻 Настоятельно требуют решения;
Способы решения глобальных проблем.
✔︎ Перевоспитание человечества – формирование нового планетарного сознания
✔︎ Использование современных научных достижений для наблюдения и контроля за глобальными процессами на планете
✔︎ Развитие новых технологий
✔︎ Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
О глобальных проблемах (встречается в ЕГЭ):
✳︎ решение глобальных проблем возможно лишь при рациональном сочетании усилий государств с построением эффективной системы международного сотрудничества;
✳︎ хаотическое развитие экономики, неэффективное использование природных ресурсов являются одними из причин обострения глобальных проблем в современном мире;
✳︎ комплексность, динамизм и острота являются характерными чертами глобальных проблем;
✳︎ глобальные проблемы возникли в результате формирования единого хозяйственного организма человечества и широкомасштабного освоения природных ресурсов;
✳︎ ряд глобальных проблем порожден характером современного исторического развития, стихийными факторами и неравномерностью в развитии стран;
✳︎ признание отношения к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества является одним из вариантов решения глобальных проблем;
Об отношении природы и общества (встречается в ЕГЭ):
✔︎ общество связано с природой прошлым, настоящим и будущим;
✔︎ природа и общество воздействуют друг на друга;
✔︎ природа является естественной основой жизнедеятельности общества;
Виды глобальных проблем.
Кроме того, к интерсоциальным глобальным проблемам можно отнести:
✓ развитие экономической интеграции;
✓ борьба с мировым терроризмом;
✓ проблема войны и мира;
к проблеме «человек-общество»:
✓ проблема ликвидации нищеты;
✓ проблема защиты социокультурной среды;
к проблеме «природа-общество»:
✓ сырьевая проблема;
✓ экологическая проблема;
✓ энергетическая проблема;
✓ климатическая проблема;
❗️ Проблема мировой войны
❗️ Проблема «Север — Юг»
❗️ Проблема поиска новых ресурсов
❗️ Экологическая проблема
❗️ Демографическая проблема
❗️ Проблема неоднозначности НТР