План темы:
I. Система права
1.1 Понятие «система права»
2.1 Основные отрасли права
II. Система нормативно-правовых актов
1.2 Понятие «нормативно-правовой акт»
2.2 Законы
3.2 Подзаконные акты
III. Законотворческий процесс
1.3 Понятие «законотворческий процесс»
2.3 Стадии законотворческого процесса
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.
Институт права | Подотрасль права | Отрасль права |
обособленная группа юридических норм,регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права И.п. объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. | это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. | элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. |
ПРИМЕР:
Основные отрасли права России:
✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;
✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;
✳︎ Конституционное право – отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;
✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;
✳︎ Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;
✳︎ Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;
✳︎ Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;
✳︎ Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.
✳︎ Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;
✳︎ Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;
✳︎ Арбитражный процесс – процесс прохождения дел в арбитражных судах;
✳︎ Конституционное судопроизводство – судопроизводство в Конституционном суде.
Особой отраслью права является МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Частное и публичное право.
Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;
О частном праве (встречается в ЕГЭ):
✓ частное право регулирует отношения частных лиц между собой;
✓ к сфере частного права относят гражданские, коммерческие, имущественные, семейные отношения;
Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;
О публичном праве (встречается в ЕГЭ):
✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;
✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;
О видах права (частное/публичное) и их признаках (встречается в ЕГЭ):
✓ состав участников включает физических и юридических лиц — частное право;
✓ обеспечивает государственные интересы — публичное право;
✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения — частное право;
✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений — частное право;
✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления — публичное право;
Система нормативно-правовых актов РФ.
Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Примеры нормативно-правовых актов и их вид (встречается в ЕГЭ):
✔︎ указ Президента РФ — подзаконный акт;
✔︎ локальные нормативные акты — подзаконные акты;
✔︎ Семейный кодекс РФ — закон;
✔︎ постановление Правительства РФ — подзаконный акт;
✔︎ Уголовный кодекс РФ — закон
О системе российского права (встречается в ЕГЭ):
📍уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера;
📍гражданское право относят к частному праву;
📍правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений;
О нормативно-правовых актах и основе их классификации (встречается в ЕГЭ):
📍акт, принятый на референдуме — основа классификации — субъект правотворчества;
📍подзаконный акт — основа классификации — юридическая сила;
📍акт органа государственной власти — основа классификации — субъект правотворчества;
📍общефедеральный акт — основа классификации — территория действия;
📍локальный акт — основа классификации — территория действия;
Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.
Стадия | Содержание |
Законодательная инициатива |
Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения |
Обсуждение законопроекта |
Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки |
Принятие законопроекта |
Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов |
Утверждение законопроекта |
Принятый ГД закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины от общего числа палаты. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето. Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ. |
Промульгация (публичное объявление) проекта |
Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок |
Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
О законотворческом процессе (встречается в ЕГЭ):
✔︎ законотворческая деятельность в РФ обусловлена необходимостью правового регулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни;
✔︎ законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ;
✔︎ обсуждение законопроекта проходит в трех чтениях;
✔︎ члены Совета Федерации обладают законодательной инициативой;
✔︎ особое значение в законотворческой деятельности приобретает экспертиза законопроектов;
✔︎ все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ;