Культура второй половины XIX века

План:

I. Основные тенденции развития культуры

II. Литература

III. Образование

IV. Наука. Путешествия

V. Живопись

VI. Архитектура

VII. Скульптура

VIII. Театр и кино

IX. Музыка


Основные тенденции развития культуры второй половины  XIX века.

Вторая половина XIX века являлась периодом дальнейшего подъема и расцвета культуры России. На культуре этого периода благотворно сказались отмена крепостного права, развитие капитализма в стране, реформа просвещения.

Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.

Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX- XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.


Литература.

Огромное значение в общественной и культурной жизни России второй половины XIX века приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит к началу XIX века — эпохе развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «золотого века». Взгляды русских писателей во многой определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве были критический реализм (борьба за лучшую жизнь, критика действительности). Вторая половина XIX  века оказалось богатой на творчество: И.С Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.И. Островский и др.

Одним из писателей середины века был И.С. Тургенев. Журнал «Современник» печатал его рассказы, посвященные русской деревне, впоследствии вся серия была издана одной книгой, получившей название «Записки охотника». нравственные изыскания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо». Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинце, сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети».

Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И.А. Гончарова — романы «Обломов». «Обрыв», «Обыкновенная история».

На середину столетия приходится начало литературного творчества русского писателя, мыслителя, просветителя графа Л.Н. Толстого. Уже в первых произведениях Л.Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился его мощный талант. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир». Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события 1812 года. Следующий роман Л.Н. Толстого — «Анна Каренина». В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий важный роман писателя — «Воскресенье».

Драматургия второй половины XIX века была представлена пьесами А.Н. Островского («Свои люди — сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница») и А.В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 1870-х гг. занимает М.Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого в наибольшей степени проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведения Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В романе показана ложь и абсурд, лежащие в основе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в результате к гибели.

Мастером психологического романа был Ф.М. Достоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, изображая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Вершиной русской поэзии второй половины XIX  века стало творчество Н.А. Некрасова. Главной темой его произведений было изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина — таков был смысл поэзии Н.А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Кроме того, Некрасов известен еще и издательской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих впоследствии знаменитых русских писателей.

Особое место в литературе второй половины XIX века занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию», и А.Ф. Маркса.


Образование.

Отмена крепостного права, либеральные реформы, проведенные в течение 60-70-х гг. XIX в., существенно ускорили становление капиталистических отношений в

К.Д. Ушинский

России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований. В 1864 году было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:

  • земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений;
  • церковные школы;
  • народные училища Министерства народного просвещения.

Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа:

  • классические гимназии — в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников;
  • реальные училища — в них больше внимания уделялось естественно-научным предметам (математика, физика, химия).

В.И. Герье

Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. В 1896 году были созданы еще и коммерческие училища. Большие успехи были достигнуты в сфере женского образования. Во второй половине XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 1860-х гг. в стране было уже семь университетов. В 1863 г. вступил в силу новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов, увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин). Открываются Высшие женские курсы. Наибольшей популярностью пользовались курсы профессора В.И. Герье, основанные в Москве в 1872 году, и знаменитые «Бестужевские курсы» в Петербурге в 1878 году.

Родоначальников научной педагогики в России стал Константин Дмитриевич Ушинский. Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Ушинский написал труды по педагогике и учебники для школ. много сил отдал развитию педагогики Л.Н. Толстой.


Наука.

Особенностью развития русской культуры второй половины XIX века было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания.

Основоположником отечественной школы физиологии стал И.М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской Академии наук Иваном Петровичем Павловым, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Д.И. Менделеева — ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но и всего естествознания — периодический закон химических элементов.

Создание получившей мировую известность петербуржской математической школы связано с именем академика П.Л. Чебышева. Труды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учеников П.Л. Чебышева наибольшую известность получила С.В. Ковалевская — первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Конец XIX века был эпохой последних путешественников. Весомый вклад в развитие географии и этнографии внес академик П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н.М. Пржевальский. Им были открыты ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского). Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обычаях жителей Океании.

Во второй половине XIX века была написана одна из самых полных и подробных «История России с древнейших времен» в 29 томах. Ее автор — выдающийся русский историк, академик Сергей Михайлович Соловьев. Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик В.О. Ключевский.

Событием культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. В словаре содержится около 200 тысяч слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX века в нем представлены областные слова, специальная терминология, а кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок А.Н. Афанасьев.


Живопись.

Пути развития русского искусства второй половины XIX века во многом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.

В.Г. Перов

Одним из первых мастеров этого направления был В.Г. Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход в Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка») являют собой горестные истории жизни простого народа, изложенные языком живописи. Также он был талантливым портретистом. К 1860 — 1870-м гг. относятся замечательные портреты Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева.

Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказались писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И.Н. Крамским, не окончив официального курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинжи, И.И. Левитан, М.В. Васнецов, Н.А. Ярошенко и др.

Общепризнанным идейным лидером этого объединения был И.Н. Крамской. Крупнейшая работа И.Н. Крамского — картина

И.Н. Крамской

«Христос в пустыне». Также он был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, художника И.И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П.М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 году.

Батальный жанр был представлен работами В.В. Верещагина, художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего картины войны в ее непарадных проявлениях («Апофеоз войны», «Балканская серия»).

Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. пейзаж второй половины XIX века — это живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Мастерами пейзажа в России были А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом бору»), А.И. Куинжи («Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»), В.Д. Поленов («Московский дворик»), И.И. Левитан («Вечерний звон», «Весна. Большая вода»), К.А. Коровин («Зимой») и пр.

Своей вершины реалистическое искусство второй половины XIX века достигло в творчестве И,Е Репина и В.И. Сурикова. Одна из первых больших работ Репина — картина «Бурлаки на Волге» (1837 г.) — имела большой успех. На протяжении всей жизни художник писал портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова, писателей А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, инженера А.И. Дельвига, актрисы П.А. Стрепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В.И. Суриков

Историческая живопись нашла свое выражение в творчестве В.И. Сурикова. В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»). В позднему периоду творчества В.И. Сурикова относятся картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.).

Кроме В.И. Сурикова, картины на исторические темы писал В.И. Васнецов. Образ истории в произведениях этого художника имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в его грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Учеником И.Е. Репина был В.А. Серов — один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.). Как и большинство художников своего времени, В.А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников. Творчество В.А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками второй половины XIX века.

В 1898 г. в Петербурге основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н. Бенуа и меценат С.П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М.А. Врубель, В.А. Серов, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, К.С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискуссники» отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. В поисках прекрасного художники «Мир искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого, для них социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, а ведущее место в творчестве занимают изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей.

Возникновение художественных объединений является общей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства.


Архитектура.

Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до второй половины XIX века, уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация — возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818 — 1858 гг.), строительством которого занимался О.Г. Монферран.

В псевдовизантийском стиле работал К.А. Тон, которому принадлежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского соответственно в Москве и Петербурге.

Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А. Параланда (храм Спаса на крови в Петербурге), А.А. Семенова и О.В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникает в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские здания и сооружения, вокзалы, магазины и пр. важным явлением в архитектуре второй половины XIX века было появление нового типа зданий — доходных домов, то есть многоквартирных, как правило, многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем.


Скульптура.

В скульптуре второй половины XIX века наиболее интересно творчество М.М. Антоколького. Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870- г., «Петр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по документальным свидетельствам с некоторой долей художественного вымысла.

Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину: памятники «Тысячелетие России» (1862 г. — в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь) в Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве.

В 1880 г. в Москве установили один из первых памятников А.С. Пушкину, создателем которого был скульптор А.М. Опекушин.


Театр и кино.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

Больших высот во второй половине XIX века достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов, открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХИ). Создателями театра были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХТ отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и других авторов. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: достаточно вспомнить актрису московского Малого театра М.Н. Ермолову, петербургского Александринского театра П.А. Стрепетову, актера МХТ В.И. Качалова и др.

В конце XIX века в русскую культуру быстрыми темпами входит кино. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 году.


Музыка.

П.И. Чайковский

Во второй половине XIX века продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М.И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 г. в Петербурге. В группу вошли М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П.

Н.А. Римский-Корсаков

Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М.А. Балакирев. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: примерами могут служить «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Золотыми буквами в историю русской и мировой музыки вписано имя величайшего композитора П.И. Чайковского — создателя высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru