Культура XVII века

План:

I. Основные тенденции развития культуры в XVII веке

II. Образование и научные знания

III. Литература

IV. Живопись

V. Архитектура

VI. Театр

VII. Первооткрыватели и путешественники


Основные тенденции развития культуры в XVII веке.

✔︎ усиление процесса обмирщения культуры, т.е. освобождение ее от церковного влияния;

✔︎ нарастание в произведениях культуры интереса и внимания к человеческой личности;

✔︎ обогащение культуры социальной тематикой и усиление ее демократизации;

✔︎ распространение научных знаний;

✔︎ расширение связей с Западной Европой;

✔︎ начало процесса дифференциации культуры (просвещение и наука, художественная литература, светская живопись и т.д.);

✔︎ вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путем утверждения определенных канонов православной церкви (например, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей);

✔︎ многообразие, праздничность, яркость произведений искусства;


Образование и научные знания.

Славяно-греко-латинская академия

Возникновение специализированных школ (русских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов). 1687 г. – создание Сословно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев П. и И. Лихудовых).

С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других странах) – «Куранты».

Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки.

Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колес, приводивших в движение молоты, подъемных механизмов.

В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника. На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении человеческого тела».

Созданы «Книга Большого чертежа» (1627), «Чертеж Сибирской земли» (1667).

Чертежная книга Сибири

Получили распространение лечебники – «травники» и «цветники», а также пособия по фармакологии и биологии.

Научные знания носили преимущественно прикладной характер.


Литература.

Учебные книги («Синопсис» (обозрение) киевского монаха И. Гизеля – первый учебник по истории Руси; первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого; «Азбуковники»; «гражданство обычаев детских»).

Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»), биографические повести («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме»).

Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Российском царстве»), светская поэзия (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев).


Живопись.

икона Спас Нерукотворный. Симон Ушаков

Иконопись, выдающимся мастером которой являлся Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа

Порсуна. Царь Михаил Федорович

государства Российского» — даны основные портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объемному, использование светотени, попытка перехода к реальному художественному изображению.

Фресковая живопись приобрела характер мирских жанровых картин. Привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (художники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»).

Создание порсун (от слова «персона») – первых портретов, что является примером зарождения светского искусства. Внимание уделяется внутреннему миру

человека (портреты царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).


Архитектура.

Деревянное зодчество, которое доминирует над каменным по всей стране, в том числе и в столице (например, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строители: С. Петров, И. Михайлов).

Возникновение нового стиля – «московского барокко» (или «нарышкинского барокко»), для которого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства (например, церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).

Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве, Паганкины палаты в Пскове.


Театр.

1672 – 1676 гг. – придворный театр, в котором выступала немецкая труппа пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе И. Г. Грегори.


Первооткрыватели и путешественники.

✳︎ Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангары, Илим, Лены (1628 год).

✳︎  Петр Бекетов, енисейский казачий сотник, основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632 г.).

✳︎  С.И. Дежнев открыл пролив между Азий и Америкой (1648 г.).

✳︎ В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643 — 1646 гг.).

✳︎ Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649 — 1653 гг.).

✳︎ В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697 — 1701 гг.).

✳︎ И.Ю. Москвитин — выход к Тихому океану (1639 г.).


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru