Вот и настал шестой день моего пребывания в Санкт-Петербурге, билет на Сапсан был на 21.50, а, значит, ещё целый день можно было провести в движении, а не сидеть в гостинице.
Накануне я точно знала, что я пойду на крейсер «Аврору», а там как карты лягут. Почему крейсер? Во-первых, сколько я не была в Питере за свою тридцати семи летнюю жизни, ни разу не смогла попасть на него, так как куча туристов создавала длинные, непроходимые очереди. Во-вторых, очень хотелось попасть на крейсер, так как у меня с детства была в памяти история. Мы семьёй были в Санкт-Петербурге, поехали на автобусную экскурсию. И вот мы на «Авроре», увлеклись с отцом и опоздали на автобус :). Эх, было же такое, хотя думаю, что я порадовалась, так как раньше передвижение на автобусе для меня было пыткой.
Итак, рано утром я отправилась на Московский вокзал и сдала чемодан в камеру хранения. Поскольку санитарные ограничения не позволяли оставлять вещи в обычной камере, пришлось довериться современным технологиям — электронной ячейке. Правда, я немного лопухнулась после посещения крейсера и нечаянно выбросила чек с номером и кодом от ячейки. Когда я поняла, что произошло, то аж холодный пот пробил. Пришлось вернуться к мусорке и отыскать билет :). Получилось… Но лучше бы без этого, так что внимательнее будьте.
На крейсер «Аврору» попала без проблем, досмотр, маска и вот оно моё прикосновение к детству. В голове только пробегали строчки: «Что тебе снится крейсер «Аврора», в час, когда утро встаёт над Невой…».
Историческая справка: Знаменитый бронепалубный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года и введен в эксплуатацию три года спустя. Назвали его в честь одноименного парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны, в 1854 году. В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего, летом 1903 года, была принята в состав Российского императорского флота. 10 июля у крейсера состоялся контрольный выход. В том же году «Аврора» была принята в отряд кораблей, которые отправлялись на службу в Порт-Артур. Затем он с некоторыми из этих кораблей стал частью Второй Тихоокеанской эскадры. В 1904 году, после того, как крейсер принял участие в учениях в Кронштадте, его посетил Николай II, поблагодарив экипаж и произнеся напутственные слова. В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек ее экипажа погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в Россию, перейдя в вооруженный резерв. До Первой мировой войны «Аврора» совершила несколько плаваний, в том числе и заграничных. 17 июля 1914 года морские силы Балтийского моря были приведены в полную боевую готовность. «Аврора» прибыла в Ревель, затем, в конце года, проведя крейсерство в акватории Ботнического залива. В 1915 году на корабле было изменено вооружение. В сентябре 1916 года на крейсере начался капитальный ремонт.
С началом Февральской революции на борту корабля были размещены арестованные агитаторы. Когда пошли слухи, что крейсер собираются использовать, как плавучую тюрьму, во избежание недовольства среди экипажа, арестованных убрали с «Авроры». Затем на корабле прошло восстание матросов, которые оставили службу на крейсере и свергли офицеров. После этого на «Авроре» был избран судовой комитет, который был призван осуществлять выполнение демократических прав матросов. Часть комитета вскоре составили большевики. Они почти каждый день организовывали собрания и митинги, из-за чего ремонт корабля производился очень медленно. Ко времени начала Октябрьской революции ремонт почти завершился и «Аврора» должна была приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии. Наконец, вечером, 25 октября, крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции.
Очень внимательно и долго я бродила в крейсеру, чтобы вспомнить свои детские ощущения… Но время сделало своё дело и «Аврора» уже другая, и я как-то иначе уже ко всему отношусь. Внимательно вглядывалась в экспозиции музея и смотрела диараму. Дух захватывало. Безумно была рада, что смогла попасть сюда.
Итак, на крейсере побывала, что дальше? Решила, что было бы неплохо добраться на Заячий остров и попасть в Петропавловскую крепость, а желательно ещё и в сам тюремный бастион. На улице было хмуро, но тепло, поэтому в крепость я потопала пешим ходом. Обожаю одно местечко по дороге на остров. Это местечко — Нахимовское училище. Не знаю почему, но какая-то гордость меня охватывает за то, что это училище у нас есть. Матросы — это особые люди для меня. Почему-то вспомнился фильм «Офицеры»… Помните строчки песни?
«От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали проcто землей и травой…»
Конечно, фильм не про матросов, но просто вспомнилось… Всегда здесь задерживаюсь у фонтана. Думаю, что будь я мальчишкой, то скорее всего стремилась бы в Нахимовское училище.
Историческая справка: Ленинградское Нахимовское военно-морское училище создано в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745 и приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня 1944 года № 280 для устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны. Дата издания приказа Наркома ВМФ о формировании училища — 23 июня — установлена годовым праздником училища. 18 сентября 1944 года состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них до этого участвовали в боях на фронте, имели награды. В 1948 году состоялся его первый выпуск. Училище многие годы представляет Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге.
Дорога дальше лежала через Троицкую площадь. Здесь меня встретил Соловецкий камень. Это памятник жертвам ГУЛАГа. Да, было это в нашей истории. Историческая память об этом важна. Я минут пятнадцать стояла у камня, осознавая сколько всего произошло за времена репрессий… Не готова судить, есть факт.
Пройдя площадь, перебравшись по зебрам и светофорам к острову, добралась куда хотела… Остров в устье Невы, куча отдыхающих и даже тех, кто смело плавает в Неве… Один из самых волнующих островов северной столицы. Название как минимум звучит интригующе. Невольно в голову лезут вопросы: почему заячий? Там живут одни зайцы? Он в форме зайца? Зачем так назвали остров?
Как оказалось, такое название лишь путаница в переводе слов с финского. В этом языке практически одинаково звучали слова «заячий остров» и «остров Ивана Купалы». Русские при переводе слова потеряли одну гласную и вместо jäänisaari, получились слова jänis и saari, что при дословном переводе дало нам название «Заячий остров». Так что не в зайцах дело :).
Историческая справка: Остров был отвоеван у шведов, Петром I, в 1703 году. Именно отсюда началась история Санкт-Петербурга. Солдаты боролись, естественно, не за клочок земли, а за долгожданный выход к Балтике. Однако победить захватчиков было не сложно, но перед царем сразу появилась новая серьезная задача — закрепиться на завоеванных местах. Изначально Петру предлагали занять уже построенную шведами крепость Ниеншанц. Но маленький остров больше приглянулся правителю, так как его расположение позволяло спокойно просмотреть оба рукава Невы. Плюс совсем рядом было море. Поэтому 16 мая по старому стилю была заложена Петропавловская крепость. Длина острова — 750 метров, а ширина — 400 метров.
Ну что же я прошла центральный вход в крепость, появилось солнце и погода разгулялась. Проект по возведению крепости был совместно составлен последним царем Руси и первым императором всероссийским Петром I великим, а также французским инженером Ламбером.
На знаменитом Заячьем острове необходимо было построить защищённое и укрепленное строение, которое бы защищало людей от нападения шведов. Тюрьма здесь появится позже. Побродила по территории и решила, что хочу попасть в тюрьму Трубецкого бастиона и музея истории крепости.
Когда я попала в казематы, то было не по себе… Одиночные камеры, карцер… Фотоматериал… Голосовые записи арестантов… Вот оно, то место, куда попадали политические преступники, революционеры и не только… Ходишь от камеры к камере и понимаешь, что они вроде похожи, но всё же разные… Выдохнуть было невозможно.
Историческая справка: Тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости являлась главным местом содержания политических заключенных в царской России. Закрыта она была в 1924 году, сейчас на ее территории находится одноименный музей, входящий в структуру Музея истории Петербурга. За 50-летнюю историю тюрьмы в ней содержались и многие известные заключенные, в том числе писатель Максим Горький, ученый Петр Кропоткин, революционер Лев Троцкий и даже брат «вождя революции» Александр Ульянов. Уже с начала XVIII века бастион использовался как место содержания политзаключенных — здесь находился в заточении сын Петра I Алексей. Позже сюда были отправлены солдаты и матросы, участвовавшие в восстании декабристов. Стоит отметить, что руководить восстанием должен был князь Сергей Трубецкой, праправнук Юрия Трубецкого, в честь которого и был назван бастион. В 1870–1872 годах на месте разобранных стен бастиона была возведена тюрьма. За все время в качестве заключенных здесь побывало почти полторы тысячи человек. После 1917 года здесь содержались царские министры, депутаты Учредительного собрания, члены оппозиционных партий. Известными узниками тюрьмы были также великие князья из рода Романовых. Четверо внуков Николая I находились здесь в качестве арестантов. В конце января 1919 года все они были расстреляны. Кстати, за всю историю отсюда не было совершено ни одного побега.
Главное сооружение Петропавловской крепости — Петропавловский собор. Архитектурный памятник 18 века. Именно здесь находится Ангел, который оберегает город…
На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.
Историческая справка: Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Музей истории Петропавловской крепости, конечно, впечатления не произвел, но всё же не жалею, что там побывала. Время ещё было дообеденное и я задумалась, куда двигаться дальше. Думала побродить по Петербургу, но времени до вечера много и решила отправиться вновь в пригород, только на такси, так быстрее. Куда отправилась? В Гатчину!
Таксист оказался разговорчивым, ещё и моряком, поэтому за час-полтора езды я очень много узнала про дело морское.
Первое, что поражает — огромный плац перед Павловским дворцом. Вот вам и фанат военной муштры. Павел I самый загадочный российский император. Первый и единственный дворец, в который я смогла попасть — это дворец Павла I.
Историческая справка: Много веков спорили за эти ижорские земли Швеция и Россия, велись продолжительные войны, подписывались мирные соглашения и только в 1702 году они были окончательно закреплены в составе государства Российского, после чего сменили немало владельцев среди русского дворянства. Первой высокородной владелицей усадьбы Гатчино была Наталья Алексеевна — сестра Петра Великого, построившего и подарившего эту усадьбу любимой родственнице. Екатерина Великая выкупила имение у последующих владельцев и преподнесла Гатчинскую мызу в подарок своему любимчику — Григорию Орлову, владели имением русские цари — Павел I , его вдовая императрица Мария Фёдоровна, Николай I, Александр II, Александр III.
Очень необычные ощущения от посещения дворца. Как-то ощущалось-таки что-то павловское… Огромная усадьба с прудами и зеленым парком. Есть Остров любви, Берёзовый домик, портал «Маска». Просто бродила и наслаждалась погодой, историей и размахом.
Павильон Венеры на острове Любви — это, пожалуй, самый романтичный уголок Гатчинского парка. Здесь, на берегу Белого озера, как нельзя лучше, ощущается союз природы и искусства, торжество воды и любви. Павильон Венеры словно вырастает из воды, напоминая нам о рождении Венеры, богини весны, любви и красоты.
Существует две легенды о рождении богини: согласно одной из них, она была дочерью Юпитера и Дионы. Другой миф рассказывает о том, что богиня родилась из морской пены, а ее воспитанницами были нимфы, научившие ее всему, что необходимо знать женщине.
Великий князь Павел Петрович решил возвести эту постройку после свадебного путешествия по Европе, во время которого в замке Шантийи во Франции великокняжеская чета была впечатлена необычным строением — павильоном Любви. Возвести похожее строение было решено и в любимой ими Гатчине.
Берёзовый домик — это сюрприз-обманка :). Снаружи березовые бревна, а внутри красота необыкновенная. Фасад Берёзового домика, контрастируя с архитектурой маскирующего его портала «Маска», воспринимается как аккуратно сложенные в четыре разновеликих штабеля напиленные и неокорённые берёзовые стволы, прикрытые невысокой крышей. Это восприятие усиливается при закрытых ставнях и внешних створках дверей, которые сделаны незаметно, «заподлицо», и не нарушают рядов брёвен. Старые берёзы, растущие возле павильона, были призваны отметать любые подозрения.
Огромный зелёный парк позволил отвлечься от мыслей, которые витали в голове. Обязательно ещё вернусь в Гатчину. Как оказалось, красота империи отражена не только в Петербурге, Петергофе, но и в других пригородах… Не знала ранее, а жаль.
В полном успокоении и умиротворении я вызвала такси, помчалась на Московский вокзал. На вокзале выпила вкусный кофе, села на сапсан и отправилась в Москву… Это были незабываемые шесть дней… Прогулки, погружения в историю, осознания, а главное, что я увидела город иначе, не так как обычно, а так как хотелось мне… Питер — ты в моём сердце, спасибо, что ты есть.