План темы:
I. Потребности
1.1 Понятие «потребность»
1.2 Виды потребностей
II. Интерес
2.1 Понятие «интерес»
2.2 Интересы людей
III. Необходимость и свобода
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая:
Базовые потребности | Уровни проявления потребностей |
Первичные (врожденные) | Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д. |
Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д. | |
Вторичные (приобретенные) | Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности |
Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте | |
Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей: 1. Не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере; 2. Потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
О потребностях (встречается в ЕГЭ):
📍потребности лежат в основе возникновения интересов человека;
📍потребности организуют и направляют познавательные процессы, воображение и поведение личности;
📍вектор духовного развития человека определяется возвышением его потребностей;
Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности:
🔻 по их носителю: индивидуальные, групповые, всего общества;
🔻 по направленности: экономические, социальные, политические, духовные;
Интересы людей:
✔︎ Определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе;
✔︎ Направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
✔︎ В большей или меньшей степени осознаются людьми – являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
✔︎ Выражают направленность их личности, которая во многом определяет их жизненный путь, характер деятельности и т.д.
В истории общественной мысли проблема свободы чаще всего сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д.).
Виды интересов (встречается в ЕГЭ):
📍по возможности осуществления: мнимые, подлинные;
📍по носителю: групповые, коллективные, индивидуальные, государственные, национальные;
📍по содержанию: духовные, экономические, политические и т.д.;
📍по уровню действенности: пассивные, активные;
📍по отношению к объективной тенденции общественного развития: реакционные, прогрессивные
📍по направленности: опосредованный, непосредственный;
Об интересе (встречается в ЕГЭ):
✔︎ интерес может проявляться внезапно, независимо от сознания человека;
✔︎ интерес является важным побудительным стимулом к различным видам деятельности;
✔︎ интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми;
Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов.
Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека.
Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.
О свободе и необходимости (встречается в ЕГЭ):
✳︎ важнейшим признаком свободы является выбор из множества линий поведения человека;
✳︎ свобода возможна лишь там, где есть самоограничение;
✳︎ мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна;