План темы:
I. Истина
1.1 Понятие «истина»
1.2 Объективная истина
1.3 Критерии истины
II. Практика
2.1 Понятие «практика»
2.2 Формы практики
2.3 Характерные черты практики
III. Мышление
3.1 Понятие «мышление»
3.2 Характерные черты мышления
3.3 Типы мышления
IV. Деятельность
4.1 Понятие «деятельность»
4.2 Характерные черты деятельности человека
4.3 Структура деятельности
4.4 Виды деятельности
4.5 Основные классификации видов деятельности
Различные трактовки понятия «истина».
✔︎ Соответствие знаний действительности;
✔︎ То, что подтверждено опытом;
✔︎ Некое соглашение, конвенция;
✔︎ Свойство самосогласования знаний;
✔︎ Полезность полученного знания для практики;
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества |
Абсолютная истина |
✓ исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;✓знания, которые никогда не могут быть опровергнуты | |
Относительная истина | |
✓неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы этого знания;✓ знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения |
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами.
Возможные критерии истины.
🔻 Соответствие законам логики;
🔻 Соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
🔻 Соответствие фундаментальным законам;
🔻 Простота, экономичность формы;
🔻 Парадоксальность идеи;
🔻 Практика;
Об истине (встречается в ЕГЭ):
✔︎ абсолютная истина означает предельное знание, к которому стремится человек, накапливая относительные истины;
✔︎ абсолютная истина представляет собой результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов, то содержание знаний, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
✔︎ конкретность включается в объективную истину;
✔︎ истина представляет собой процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному;
✔︎ элементы точного знания присутствуют в каждой относительной истине;
✔︎ каждая объективная истина содержит в себе как момент относительного, так и момент абсолютного;
О существенных признаках истины и ее качественных состояниях (встречается в ЕГЭ):
✳︎ выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение — относительная истина;
✳︎ характеризует ограниченность человеческого познания — относительная истина;
✳︎ воплощает предел, к которому стремится знание — абсолютная истина;
✳︎ зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения — относительная истина;
✳︎ не опровергается последующим развитием науки — абсолютная истина;
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном процессе.
Форма практики.
📌 материально-производственная: материальная производство (труд), преобразование природы – направлена на природную среду;
📌 общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т.п.) – направлена на социальную среду;
📌 научно-экспериментальная – на природную и социальную среду направлена.
Характерные черты практики.
✔︎ Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки;
✔︎ Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его – происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием;
✔︎ Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности;
✔︎ Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением);
О практике (встречается в ЕГЭ):
📍революция и реформа являются формами практики;
📍 в практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения;
📍 практика является единственным проверенным тысячелетиями истории общества критерием истинности знания, воплощенного в суждении;
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д.
Характерные черты мышления.
✳︎ По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике;
✳︎ Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познает объективный мир;
✳︎ Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов;
✳︎ Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении;
✳︎ Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности;
✳︎ Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения;
Типы мышления.
Наименование типа | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие.Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками.Знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности.
Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности. |
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно – целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
Основные формы мышления:
🧠 понятие — отражение общих закономерных связей в определении посредством слов и словосочетаний: «право», «политика», «религия»;
🧠 суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи посредством повествовательного предложения: «Земля — третья по счёту планета от Солнца»;
🧠 умозаключение — выведение нового суждения на основе других посредством рассуждения: «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета Солнечной системы».
Методы мышления:
🤯 индукция — движение мысли от частного к общему: «Сто делится на пять. Следовательно, все числа, оканчивающиеся нулём, делятся на пять»;
🤯 дедукция — движение мысли от общего к частному: «Все люди смертны. Петров — человек. Следовательно, Петров смертен»;
🤯 анализ — разделение целого на составные части: например, разбор слова по составу, составление плана текста;
🤯 синтез — сбор составных частей в единое целое: например, химический синтез различных элементов, в ходе которого создаётся новое вещество или материал;
🤯 сравнение — сопоставление различных предметов и явлений: например, сравнение уровня жизни в Канаде и Мексике;
🤯 абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его: например, для дуба и березы существенные признаки: цвет и форма ствола, цвет и форма листьев; а несущественные признаки: возраст, высота, месторасположение.
О мышлении (встречается в ЕГЭ):
✔︎ мышление возникает на базе чувствительного познания, чувственных образов;
✔︎ мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, его многообразных опосредованиях;
✔︎ всякое мышление совершается в обобщениях;
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека.
🔻 Сознательный характер
🔻 Продуктивный характер
🔻 Преобразующий характер
🔻 Общественный характер
Структура деятельности.
✔︎ Мотив – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
✔︎ Цель деятельности – это осознанный образ того результата на достижение которого направлено действие человека.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
📍 Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используется так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Признаки игры (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется направленностью не на результат, а на процесс;
✓ предполагает использование имитации;
✓ наличие воображаемой обстановки;
📍 Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивлением, гнев, страдание, страх и т.д.). Общение отличается от коммуникации. Коммуникация — это понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Признаки общения (встречается в ЕГЭ):
✓ активная обратная связь
✓ обогащение, дополнение, видоизменение, уточнение информации;
✓ субъект-субъектные отношения;
✓ в общении (особенно друзей) имеют место равнозначные действия;
✓ обмен информацией, мыслями, чувствами
Признаки коммуникации (встречается в ЕГЭ):
✓ односторонность действий;
✓ субъект-объектные отношения;
✓ восприятие информации с потерями или без них;
📍 Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования;
📍 Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.
Признаки труда (встречается в ЕГЭ):
✓ осуществляется под влиянием необходимости;
✓ направлен на практически полезный результат;
✓ создание необходимых людям благ;
✓ необходимость мастерства, умений и знаний;
📍 Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть – необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности.
✳︎ комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний;
✳︎ воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
✳︎ фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
✳︎ интуиция – знание, условия получения которого не осознаются;
О творческой деятельности (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется отходом от шаблонов и стандартов;
✓ связывается с воображением и фантазией;
✓ находит наиболее яркое проявление в искусстве;
Основные классификации деятельности (встречается в ЕГЭ).
Основания для классификации | Виды деятельности |
Объекты и результаты деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей | ✓ материальная (материально-производственная, материально-практическая, социально-преобразующая, учебная, прогностическая)✓ духовная (духовно-производственная, духовное потребление, ценностно-ориентирующая) |
Субъект деятельности | ✓ индивидуальная;✓ коллективная; |
Характер самой деятельности | ✓ репродуктивная;✓ творческая; |
Соответствие правовым нормам | ✓ законна;✓ незаконная; |
Соответствие моральным нормам | ✓ моральная;✓ аморальная; |
Соотношение с общественным прогрессом | ✓ прогрессивная;✓ реакционная; |
Зависимость от основных сфер общественной жизни | ✓ экономическая;✓ социальная;
✓ политическая; ✓ духовная (встречается в ЕГЭ): ✳︎ отличается созданием идей, образов, художественных и нравственных ценностей; ✳︎ способствует ценностному осмыслению окружающего мира; ✳︎ связывается с планированием или предвидением возможных изменений действительности; |
Особенности проявления человеческой активности | ✓ внешняя;✓ внутренняя |
По результату | ✓ созидательная✓ разрушительная |
О деятельности (встречается в ЕГЭ):
📍любая деятельность человека складывается из отдельных действий, которые могут быть системными и простыми;
📍человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером;
📍деятельность представляет собой способ существования человека;