План темы:
I. Мировоззрение
1.1 Понятие «мировоззрение»
1.2 Структура мировоззрения
1.3 Основные этапы формирования мировоззрения
1.4 Особенности мировоззрения
1.5 Виды мировоззрения
II. Познание
2.1 Понятия «познание» и «знание»
2.2 Виды знаний
2.3 Формы знаний
2.4 Уровни познания
2.5 Особенности чувственного и рационального познания
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражением в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно включает в себя идеи, убеждения, знания, идеалы.
Структура мировоззрения.
Основные этапы формирования мировоззрения.
Этап | Наименование | Его сущность |
I | Мироощущение | Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира |
II | Мировосприятие | Преимущественно чувственный, соединенный образ мира |
III | Миропонимание | Характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира |
Особенности мировоззрения.
✔︎ Всегда исторично, т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество;
✔︎ Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека;
✔︎ В нём могут проявляться: 1. Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; 2. Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; 3. Разумный критицизм;
✔︎ Всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки;
✔︎ Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации;
✔︎ Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Классификация видов мировоззрения.
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Мировоззренческая основа | Теоцентризм | Приоритет отдается Богу |
Природоцентризм | Приоритет отдается природе | |
Антропоцентризм | Приоритет отдается человеку | |
Социоцентризм | Приоритет отдается обществу | |
Знаниецентризм | Приоритет отдается знаниям, науке | |
Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от более низких форм развития как высшим, движение вперед, изменения к лучшему |
Реакционное | Приоритет перехода от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему | |
Революционное | Приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия | |
Консервативное | Приоритет сохранение существующего положения | |
Оптимистическое | Приоритет позитивного начала, уверенность в будущем | |
Пессимистическое | Приоритет негативного начала, настроения безысходности, неверия в будущее | |
Способ отражения действительности |
Обыденное (житейское) | Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
встречается в ЕГЭ: ✓ опирается на непосредственный опыт человека; ✓ незначительно использует опыт науки и религиозного сознания; ✓ формируется в процессе личной практической деятельности; ✓ передается из поколения в поколение; ✓ порождается непосредственными условиями жизни; ✓ соединяет противоположные взгляды, идеи, установки; |
Религиозное | Признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения
встречается в ЕГЭ: ✓ включает разработанную систему моральных заповедей; ✓ содержит культовую систему; ✓ утверждает первенство духовного начала над естественным бытием; ✓ недостаточное внимание к достижениям науки; ✓ признание сверхъестественного начала; ✓ ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека; |
|
Философское | Теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей | |
Научное | Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания | |
Мифологическое | Основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру встречается в ЕГЭ:✓ отражение переживаний людей по поводу объективной действительности;✓ совмещение фантастического и реально существующего; ✓ перенесение черт животного на человека; |
Мировоззрение:
📍 дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
📍 позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
📍 создает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
О мировоззрении (встречается в ЕГЭ):
✳︎ мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни;
✳︎ субъектами мировоззрения могут выступать социальные группы, классы и общество в целом;
✳︎ мировоззрение может зависеть от непосредственных условий жизни;
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний.
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию.
✳︎ Донаучное – прототип, предпосылки научного знания;
✳︎ Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами;
✳︎ Паранаучное – внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием;
✳︎ Лженаучое – сознательно использующее домыслы и предрассудки;
✳︎ Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;
Знание обеспечивается единством чувственного и рационального познания действительности.
О знаниях и познании (встречается в ЕГЭ):
✔︎ каждой форме духовной культуры соответствуют специфические формы знания;
✔︎ знание представляет собой познавательно значимую информацию;
✔︎ к исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание;
Уровни познания.
📌 Ощущение — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы;
📌 Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
📌 Представление — образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств;
📌 Понятие — это одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки;
📌 Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками;
📌 Умозаключение — логическая форма получения выводного знания, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок;
Особенности чувственного и рационального познания.
Чувственное познание | Рациональное познание |
✓ непосредственность, выражающая в прямом воспроизведении объекта;
✓ наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; ✓ воспроизведение внешних сторон и свойств объектов |
✓ опора на результат чувственного познания;
✓ абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов; ✓ воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |