NEW. КОММУНИКАТИВНЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА»
Коммуникативные качества личности – это те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность), это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА
Правильная речь.
Речь должна быть правильной, то есть соответствовать основным правилам языка, не содержать грубых слов и выражений, отличаться полнотой, яркостью, убедительностью.
Правильная речь включает в себя:
Нормативность речи – это её соответствии современным литературным нормам. Необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, постоянно развивать навыки правильной речи.
Точность речи достигается за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.
Логичность речи – это её особенность с точки зрения её содержания, соотношения частей и компонентов, последовательности изложения композиции.
Чистота речи – это свобода речи от чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а также всего, что отвергается нормами морали и нравственности.
Элементы, способные засорить речь:
- речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);
- жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
- слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать).
- языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления).
Богатство речи – это богатство словарного запаса человека, способность использовать языковые средства.
Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.
Уместность речи – речь должна соответствовать теме разговора и слушателям, собеседникам.
Убедительность – мысль необходимо сразу формулировать так, чтобы собеседнику не приходилось сомневаться, анализировать и додумывать что-то самостоятельно.
Культура общения.
Культура общения включает в себя нормы поведения во время общения, правильное использование средств общения – всего того, что призвано сделать коммуникацию между людьми максимально эффективной.
Она включает в себя:
- толерантность(спокойное и терпимое отношение к собеседнику, принятие всех его особенностей);
- уважение к собеседнику (вежливость, сдержанность, бережный подбор слов);
- развитое умение общаться (человек уделяет время совершенствованию навыков межличностной коммуникации);
- ясность целей общения (человек демонстрирует стремление к взаимопониманию, заботится о том, чтобы его понимали точно и однозначно);
- умение слушать — умение ценить слово другого человека, внимательно воспринимать его информацию, дать человеку высказаться, не перебивать его.
- эмпатия — способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком;
- уровень развития невербального общения; невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, телесные контакты. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».