Предпоследний день пребывания в Петербурге вновь начался с вокзала и ясного теплого утра. С такси, водитель которого выглядел весьма экстравагантно, аля «стиляга» :). Но я уже мчалась на Балтийский вокзал. Если честно, то мне безумно понравились эти покатушки на электричках. Второй раз я так путешествую. И особого напряга вообще не испытывала. Самое главное, что местные жители с охотой помогали в решении различных вопросов.
Историческая справка: В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой частной железной дороги из Петербурга в Петергоф. Вокзал был построен для этой железной дороги и до 1872 года назывался Петергофским. Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. В 1860—1870 годах частная Петергофская железная дорога была соединена новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге — с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (ныне Таллин) и Балтийским Портом (ныне Палдиски). 19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.
Когда электричка примчала меня в Ораниенбаум, то меня встретила полнейшая тишина. Это было очень непривычно после оживленных улиц Санкт-Петербурга и других более оживленных окрестностей города. Дальше оставалось сориентироваться, куда двигаться дальше. В Ораниенбауме я была в детстве, но практически ничего не помню. Навигатор упорно показывал, что я уже фактически на месте, нужно только пройтись минут 15. Но почему-то меня не покидали сомнения и вопрос: куда же двигаться… Но интерес победил, я просто начала двигаться вперед. Господи, какая же тишина. А я так давно о ней мечтала.
По дороге мне встретились небольшая церковь и собор Архангела Михаила. Почему-то мне это показалось очень знаковым. Ведь это духовный заступник России… Архангел Михаил — глава святого воинства Ангелов и Архангелов.
Историческая справка: В 1865 году по инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Храм строился по проекту архитектора Г. А. Прейса на пожертвования частных лиц. Церковь строилась в память о владельце Ораниенбаума великом князе Михаиле Павловиче. Закладка каменного храма состоялась 21 августа (3 сентября) 1911 года. Строительство было приурочено к 300-летию дома Романовых. 30 января (12 февраля) 1914 года собор был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским). Правый придел святителя Николая Чудотворца был освящён 5 (18) февраля 1914 года, а левый придел во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён 7 (20) февраля 1914 года.
Пешая прогулка была чуть больше 15 минут, так как на территорию Большого Меншиковского дворца можно было попасть только через один вход. В Ораниенбауме это самый большой дворцовый комплекс, который принадлежал А.Д. Меншикову. Да-да, того самого Меншикова, который сделал головокружительную карьеру в годы правления Петра I.
Кстати, Ораниенбаум имеет второе название — Ломоносов. Может так кто-то вспомнит это местечко.
Даже на территории комплекса было очень тихо, спокойно и сплошная зелень вокруг. Народу особо не было, может в силу ограничений, но думаю, что скорее всего из-за того, что комплекс очень огромный и не все сюда добираются, хотя Петергоф рядом.
Я гуляла по территории и ловила малейшее движение воздуха, впитывала историю, особенно она чувствовалась через вековые деревья, которые здесь растут. В сам дворец и другие сооружения попасть не удалось — санитарные ограничения пандемии, все билеты были распроданы уже давно. Но в хорошую погоду лучше гулять по территории и осознавать, что вот эта огромная территория принадлежала даже не императорской фамилии!
Историческая справка: На южном берегу Финского залива, в устье реки Караста расположен один из красивейших пригородов Петербурга — Ораниенбаум. Основанный в 1710 году как загородная резиденция ближайшего сподвижника, графа, князя Священной Римской империи, светлейшего князя Ижорского (сколько титулов для одного человека!) Александра Даниловича Меншикова, в 1780 г. получил статус города. По одной из версий историческое название города Ораниенбаум означает «померанцевое дерево», т.к. согласно легенде в оранжереях парка Меншикова выращивали апельсины. Кстати, и на гербе города изображено пышное зеленое дерево с красно-оранжевыми плодами. По другой версии, название означает «Древо Оранских» в честь Вильгельма III Оранского, короля Англии и наместника Нидерландов, который был кумиром Петра I. И, наконец, согласно еще одной версии слово было заимствовано из топонимии Германии. Еще одно, современное название города — Ломоносов — появилось 28 февраля 1948 года, когда город был переименован в честь русского учёного М.В. Ломоносова некогда имевшего недалеко от Ораниенбаума свою усадьбу. Ораниенбаум был любимым загородным дворцом Меншикова — здесь он давал великолепные праздненства для двора. После окончания основных работ по строительству Большого дворца Меншиков недолго оставался владельце Ораниенбаума. В 1725 г. умер Петр I. При Екатерине I Меншиков стал фактическим правителем государства. Особенно частыми были праздненства в Ораниенбауме в дни цартсвования юного Петра II. В это время Меншиков устраивал богатые охоты и травлю зверей. Петр II любил увеселение. В то время в леса Ораниенбаума водились редкие голубые песцы и другая дичь. Летом 1727 г. Петр II провел несколько недель во дворце Меншикова. Вскоре Меншиков попал в опалу и был сослан.
Большой (Меншиковский) дворец с Нижним садом, Морским каналом, Картинным домом и Нижними домами — единственный дворцово-парковый ансамбль петровского времени, сохранившийся до наших дней. Просто задумайтесь над этим… Размерами и роскошью он превосходил все постройки того времени. Здесь трудились лучшие европейские зодчие и мастера. Двухэтажное здание с княжеской короной, две галереи, прекрасный регулярный сад…
От залива прорыли канал, и гости прибывали на лодках прямо ко дворцу, как это было принято в эпоху Петра I. Но после падения Меншикова для дворца началась долгая эпоха смены владельцев и многократная смена оформления.
Дворец передали Канцелярии от строений, а позже — Адмиралтейств-коллегии для устройства госпиталя. Разумеется, вся роскошная обстановка была утрачена.
Затем поместье принадлежало великому князю Петру Федоровичу (Петру III) и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне (Екатерине II). При Петре Федоровиче были построены крепость Петерштадт и Картинный дом. Для перестройки Большого дворца был приглашен Растрелли.
Часа 3-4 в общей сложности я бродила по усадьбе Меншикова. Потом задумалась, куда держать дорогу дальше. Не хотелось просто возвращаться в Питер днем, ибо на следующий день вечером уже нужно было возвращаться в Москву.
Раздумья были не долгими, я быстренько заказала яндекс-такси до Стрельны. Никогда там не была, а ведь это самое древнее поселение на берегу Финского залива. Имя это произошло от протекающей здесь реки Стрелки, получившей свое название благодаря быстрому течению – славянский корень «-стр-« означает «течение», «движение». Первыми жителями этих мест, в VII -VIII вв., становятся финно-угры – ижоры и води. Позднее начинают селиться славяне.
Такси, конечно, доставило меня в соответсвии с адресом, но я попала в самый центр села, дальше уже пешком топала до путевого домика Петра I и дальше к Константиновскому дворцу.
Историческая справка: Небольшой поселок, расположенный на берегу Финского залива. Основные достопримечательности Стрельны представляют собой еще один уникальный образец архитектурного наследия, сохранившегося с XVIII-XIX веков и столь многочисленного в пригородах Санкт-Петербурга. До начала XVIII века на месте Стрельны находилась шведская мыза Стрельна-Хоф. Именно от ее названия, а также от названия расположенной неподалеку речки Стрелки это место получило свое нынешнее наименование. Первоначально Петродворец со множеством роскошных каскадов и фонтанов должен был быть возведен именно здесь — император Петр ориентировался на расположенную неподалеку реку, воды которой можно было бы приспособить для их питания. В 1720 году здесь началось строительство большого дворца, названного позже Константиновским, и парка вокруг него. В 1722 году Стрельна со всеми постройками перешла во владения Елизаветы Петровны, а роль официальной загородной резиденции стал выполнять Большой Петергофский дворец. Стрельнинские постройки, хоть и оставались собственностью императорской семьи вплоть до революции, так и остались «путевой резиденцией».
Единственное что меня расстроило, это то, что на территорию парка и Константиновского дворца попасть я нес могла. Туда доступ только с экскурсиями и мест не было. Вернее было ровно одно и на глубокий вечер. Мне показалось, что неразумно терять столько времени. Ведь рядом были Орловские пруды и Орловский парк. Эти земли принадлежали графу А.Ф. Орлову… Тому самому, который разогнал декабристов и был другом Николая I.
Пруды и парк тоже огромные, но задерживаться долго я здесь не стала. Кстати, я начла двух туристок местных, которые тоже хотели попасть на территорию парка и Константиновского дворца, но не смогли. Они мне подсказали, как быстро добраться до Петербурга не на электричке :). Ага, на 36 трамвае до метро
По факту на трамвае я промчалась по фронтовым местам… Самое удивительное, это когда ты из одной эпохи попадает совсем в другую — сталинскую… Но это совсем другая история, думаю, что для этого нужно отдельно отправляться в Петербург, смотреть на военную и послевоенную историю.
Покрутившись у метро, я поймала себя на усталости, шутка ли второй день такие километры наматывать :). Вновь вызвала такси и отправилась в гостиницу.
Часок передышки и дальше я решила, что можно добраться на подводную лодку, что находится прям рядом с гостиницей. Тем более, что я заметила накануне надпись: «Музей открыт». Ну а почему бы и «да»…
Пришлось немного подождать, экскурсии проводится мини-группами. Оно и понятно, здесь не только в ограничениях дело, это же подлодка. Но мне девочке было до сих пор непонятно, как все это выглядит внутри…
Историческая справка: Дизельная подлодка была построена в 1954-м и находилась на боевом дежурстве 35 лет вплоть до апреля 1990 года. Подлодка С-189 относится к 613 серии — первой самой массовой после Второй мировой войны. За период с 1950 по 1958 годы было выпущено 215 единиц. У подводной лодки как судна очень непростая история. Изначально ее ждал распил на металл, но судьба решила иначе — подлодка затонула у причала в Кронштадте. Впоследствии ветераны ВМФ приняли решение поднять ее со дна и превратить в музей. Подъемные работы были осуществлены в 2005 году, первый этап восстановительных работ завершился в 2007 году, вскоре подлодка была помещена на вечную стоянку к плавучему причалу на набережной Лейтенанта Шмидта. Восстановление интерьера подлодки заняло еще около трех лет, и лишь в 2010 подлодка заработала как музей.
В подводной лодке всё было интересно, но периодически накатывал страх перед замкнутым пространство. Ведь ты как в консервной банке… Не представляю, что испытывают моряки-подводники если лодка тонет. У меня почему-то сразу перед глазами забегала трагедия с подлодкой «Курск». Пространства мало, в некоторых отсеках явно было шумно… Каюты командного состава маленькие, у матросов, так вообще, по факту навесные полки… Когда видишь снаряды, костюмы, то становится как-то не по себе от мысли, что вот это всё создается человеком…
Так и завершился мой пятый день в Питере…