Первый день приезда в Петербург был очень насыщенным. Если честно, то после самоизоляции я очень ждала этой поездки. Ради себя… Вдохнуть воздух Петербурга, посмотреть на него другим взглядом. Взглядом человека, который отвечает только за себя и принимает решения «здесь и сейчас», в моменте.
Почему именно Санкт-Петербург? Во-первых, мне нравится этот город, но особенно хотелось прогуляться по его пригородам, там, где когда-то я была, но не осознавала происходящее. А сейчас хотелось по-настоящему окунуться в историю и посмотреть на город другими глазами. Во-вторых, я с этим городом связана родственными узами. Да, по маминой линии наш род частично охватил и Санкт-Петербург, даже больше скажу — пригород тоже. В-третьих, на море в этом 2020 году попасть была не судьба, а Финский залив ничем не уступает.
Итак, начну с самого начала. С дороги. Добиралась в Питер я на Сапсане. Вариантов было много: на машине, на самолете, на поезде… Но хотелось с одной стороны вдумчиво добраться и посмотреть на природу, а с другой стороны скорость тоже играла роль. Поэтому поездка на высокоскоростном поезде вполне меня устроила. 4,5 часа в дороге и я на месте. Кстати, по времени поездка может быть и меньшей, просто остановок было многовато.
Вот представьте себе, что теперь дорогу в 707 км (632 км по прямой) можно преодолеть за каких-то 4 часа!
Историческая справка: движение по железной дороге Санкт-Петербург — Москва было открыто в 1851 году. Это период правления Николая I. Поэтому она после его смерти называлась — «Николаевская». Дорога была третьей по счету в Российской империи. Протяженность ее равнялась 645 км. Время в пути составляло 21 час 45 минут. В 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в «Октябрьскую». А в 1931 году по главному ходу этой дороги (им считался путь от Москвы до Ленинграда (Санкт-Петербурга) пустили первый фирменный поезд в СССР — «Красную стрелу». Он преодолевал расстояние между двумя столицами за 10 часов. Кстати, обычный пассажирский поезд преодолевал это расстояние за 15 часов.
Когда я мчалась на Сапсане, то постоянно думала, что сейчас-то доехать можно за 4 часа, самолетом еще быстрее, а сколько раньше добирались? Сколько длилась дорога из Санкт-Петербурга в Москву еще в XVIII веке, когда город только появился? Меня всегда поражают такие масштабы.
Историческая справка: зимой путь из Петербурга в Москву занимал около 6 дней, летом — около 9 дней. Добраться можно было из одного города в другой на своих лошадях, на почтовых казенных скакунах, или уже с начала XIX века на дилижансе.
Боже, 9 дней в пути, как подумаешь, сразу начинаешь понимать суть и плюсы технологического прогресса. А если задуматься, то и Сапсаны не так давно появились… Лишь в 2009 году этот высокоскоростной поезд совершил по сути свою первую демонстрационную полноценную поездку из Москвы в Санкт-Петербург. 11 лет назад! Мне тогда было, дай бог памяти, 25 лет.
Домчалась с комфортом, хоть и эконом-классом. А вот какой уж там комфорт был раньше, даже представить страшно.
И вот он «Московский вокзал», центр Санкт-Петербурга. Все кишит людьми и гудит автомобилями. А главное, сначала невольно проскальзывает мысль, что ты никуда не уехал. Почему? Потому что Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве — это братья близнецы.
Я улыбнулась, осознав, что один город поменяла на другой. Заветное приложение «ЯндексТакси» и я уже мчусь на Васильевский остров в гостиницу с весьма приметным названием: «Резиденция Потемкина». Как бы странно это не звучало, но апартаменты мои находились не просто в гостинице с таким названием, они находились в здании, которое, действительно, имело отношение к Потемкину. Но это уже другая история…