План:
I. Литература. Театр
II. Скульптура
III. Кинематограф. Музыка. Живопись
IV. Образование
V. Церковь
VI. Наука
Литература. Театр
Отличительная особенность культуры современной России заключается в многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни.
Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки (например, В. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых»).
С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполнила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, «женские романы». Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской).
В театре сложились два основных направления:
📍экспериментаторы со сценическим дизайном, проектированием пространства с помощью новейших технических средств;
📍сценический минимализм (полное отсутствие декораций и оформления) – сосредоточенность внимания зрителей на актерском исполнении, особенностях текста и сценической речи;
Современные режиссеры театра: Фоменко П.Н., Захаров М.А., Табаков О.П., Волчек Г.Б. Современные авангардные течения в театральном искусстве представлены творчеством Ю.А. Бутусова, К.С. Серебренникова, Р.Г. Виктюка.
Скульптура. Архитектура.
В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церители, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и негативное отношение художественных критиков.
Два основных направления развития в архитектуре:
📍поиск путей возврата к традиционному образу города, к лучшему достижениям прошлого
(воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, работы А.Е.
Харитонова и Е.Н. Пестова в нижнем Новгороде, воспроизводящие архитектурные образы эпохи модерна, например, здание банка «Гарантия» и др.);
📍поиск путей для создания городской среды, созвучной эпохи высоких технологий
Заимствование западных образцов – появление современных небоскребов и футуристических проектов, таких как Москва-Сити;
Кинематограф. Живопись. Музыка.
В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»). Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000).
В области художественной культуры в начале XXI века снимаются фильмы российскими режиссерами: «Остров» (П.С. Лунгин), «Мы из будущего» (А.И. Малюков), «Левиафан» (А.П. Звягинцев) и др. Продолжают работать известные писатели А.А. Бушков, Б. Акунин, В.В. Быков, М.И. Веллер и т.д. Российские исполнители успешно выступают на музыкальном
конкурсе «Евровидение».
Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов
(исторические композиции и портреты), А.М. Шилов (портретная галерея современников). Развиваются новые формы творчества: инсталляции, перфомансы, хэппенинги (вовлечение зрителя). Формируется технотронное искусство (превращает в объекты изображения новейшие технические движения – калькулятор, компьютер, микросхему и др.): видеоарта, компьютерной графики, анимации.
Современные авангардные течения получили распространение в музыке (А.Г. Шнитке, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, Г.А. Канчели). Вторая половина 1990-х гг. – рост интереса к классическому исполнительству: М.А. Плетнев. А.Б. Любимов, И. Кисин, Д. Мацуев Н.Г. Гутман, Ю.А. Башмет. Лучшие отечественные дирижеры: Е.Ф. Светланов, Г.И. Рождественский, В.А. Гергиев, В.Т. Спиваков;
Образование.
Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, политология и пр.). Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом.
Церковь.
Значительно возросла в общественной жизни современной России роль церкви. Во многом повышение уровня религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной продавленности, ощущение разобщенности. Тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода культов, деятельность которых имеет ярко выраженную деструктивную направленность.
Наука.
Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура продолжает развиваться.
В 2000-е годы развивается система образования и науки. Были созданы федеральные университеты. В 2010 — 2011 гг. начал функционировать инновационный центр «Сколково». Запущена и
действует российская спутниковая система навигации ГЛОНАСС. Россия активно участвует в развитии Международной космической станции.
В 1990-е гг. кризис в сфере образования и науки продолжал
углубляться. Процесс «утечки мозгов», начавшийся в годы перестройки, приобрел катастрофические масштабы. Немало преподавателей и ученых, находящихся в активном возрасте, были вынуждены оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте. Однако несмотря на трудности, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.