План:
I. Литература
II. Живопись
III. Кино
IV. Музыка и эстрада
V. Образование
VI. Наука
Литература.
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л.И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом.
В 1970-е гг. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю.В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В.Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В.И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В.П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).
Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-«деревенщиками». В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственными проблемами.
Среди авторов, писавших, на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К.М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю.В. Бондарева («Горячий снег», 1969 г.), Б.Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие», 1969 г.).
Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат». В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В создании сборника принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения А.И. Солженицына. В 1970-е гг. из под его пера выходит рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Его произведения печатаются за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.
Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, они отличались «эстетической независимостью». В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовал фельетон «Окололитературный трутень», после которого Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 год). Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А.А. Ахматова, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Т. Твардовский, К.Г. Паустовский и др.). В 1972 году Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он получал уже как гражданин США.
Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову («Остров Крым», 1981 г.; «В поисках грустного беби», 1986 г.), В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. Неизвестному.
Живопись.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так, 15
сентября 1974 года в Москве была разгромлена выставка 24 авангардистов («бульдозерная выставка»). Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 1970-х обрел Александр Шилов — художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».
Кино.
Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина С.Ф.
Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 году на экраны страны вышла картина Л.И. Гайдая «Операция Ы». Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница», 1967 год; «Бриллиантовая рука», 1969 год; «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год). Остроумные комедии снимает Э.А. Рязанов (например, «Ирония судьбы или с легким паром», 1976
год).
Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перепетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г.Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э.А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В.В. Меньшова).
Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С.С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В.Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И.Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А.А. Тарковского, например, его знаменитый «Сталкер».
Особое значение в культуре 1960 — 1970-х годах имело творчество В.М. Шукшина — писателя, актера и кинорежиссера (сборники рассказов «Там, вдали», 1968 год; «Характеры», 1973 год; фильмы «Живет такой парень», 1964 год; «Печки-лавочки», 1973 год; «Калина Красная», 1973 год).
Музыка и эстрада.
Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появление «ВИА» — вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей: Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др.
Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г.В, Свиридова (сюита «Время-перед!», 1965 год). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний, стал Р.К. Щедрин (балет «Анна Каренина», 1972 г.; опера «Мертвые души», 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А.Г. Шнитке.
Образование.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 году. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала, порой приводили к снижению интереса к занятиям и в конечном итоге к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили). В 1984 году была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.
Наука.
Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.