План:
I. Литература
II. Живопись и скульптура
III. Театр и кино
IV. Образование
V. Наука
Литература эпохи «оттепели».
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на XX съезде КПСС в 1956 г., ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получила название «оттепели».
Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой этого времени стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда молодых авторов, чьё творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский.
Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в зале Политехнического музея. Большую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях (Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.С. Высоцкий).
В прозе однообразная парадность советского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей ее полноте и сложности. Особым духом творческих изысканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д.А. Гранина («Иду на грозу», 1962 год), Ю.Н. Нагибина («Далекое и близкое», 1865 г.), Ю.П. Германа («Дорогой мой человек», 1961 г.), В.П. Аксенова («Звездный билет», 1961 г.). Много интересного было создано в жанре литературной фантастики. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды», 1957 г., «Лезвие бритвы», 1963 г.) и братьев А.Н. и Б.Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу», 1965 г., «Трудно быть богом», 1966 г., «Пикник на обочине», 1972 г.).
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня», 1957), К.М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые», 1959-1971).
Важную роль в культурной жизни 60-х гг. играли литературные журналы. В 1955 году вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского приобрел особую популярность среди читателей. Именно в «новом мире» в 1962 году с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые была затронута тема сталинского ГУЛАГа.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по-прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, А.Д. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 г. писателем был закончен главный труд его жизни — роман «Доктор Живаго», на которым автор работал в течение 10 лет. Журналы отказались принять рукопись. И все роман был опубликован, но не в СССР, а за рубежом. В 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Б.Л. Пастернак отказался от нее. Его обвинили в антинародности, презрении к «простому человеку» и исключили из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего, кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя — в 1960 году он умер.
В 1950-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.
Живопись и скульптура.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы — время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д.Д. Жилинского («Молодые скульпторы», 1964 г.), В.Е. Попков («Строители Братской ГЭС», 1961 г.) реальность предстает
без обычной лакировки и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 году Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у Первого секретаря ЦК КПСС резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э.И. Неизвестный).
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 1960-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевой кургане (1963 — 1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В.Исаева, Р. Таурит) и др.
Театр и кино.
Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (главный режиссер О.Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., главный режиссер Ю.П. Любимов).
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла отражение в творчестве многих режиссеров: М.К. Каталозов (по пьесе В.С. Розова «Летят журавли», 1957 г.), Г.Н. Чухрай («Баллада о солдате», 1959 г.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М.М. Хуциев «Застава Ильича», 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г.Н. Данелия).
Образование.
Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 году был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). «Связь школы с жизнью» заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в дальнейшем поступить в вуз должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, так как занятость на предприятиях снижала качество получаемых знаний.
Наука.
Больших успехов в конце 1950-х — начале 1960-х гг. достигли советские ученые. Работы советских физиков получили всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали Н.Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л.Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора — лазера). В СССР была запущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов — синхрофазатрон (1957 г.).
Под руководством ученого и конструктора С.П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 году был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил первый в истории человека полет в космос.