План:
I. Основные тенденции развития культуры первой половины XVIII века
II. Быт и досуг
III. Образование и воспитание
IV. Наука
V. Литература
VI. Живопись
VII. Скульптура
VIII. Архитектура
Основные тенденции культуры первой половины XVIII века.
Эпоха Петра I явилась переломной в истории России. Большое влияние на характер Петровских реформ оказала симпатия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве.
Быт и досуг.
Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700 — 1701 гг. Петр I издал указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того, носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам.
К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 году было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
Воспитание и образование
Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. В 1714 году издается указ,
согласно которому к первой дворянской обязанности — служить — была добавлена еще одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (то есть счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться.
Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 1701 г. Школы математических и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 году — Инженерная. В этих школах преподавались точные науки (арифметика, геометрия, черчение), и там же приобретались профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году была открыта Медицинская академия.
Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. В России еще не было системы начального образования, поэтому к получению профессионального образования потенциальные ученики не были готовы. Для решения этой проблемы в 1716 году начали создаваться цифирные школы. Стоит отметить, что при общей секулярционной политике в Петровскую эпоху более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 году преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого.
Наука.
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии разрабатывался при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые. При академии были открыты гимназия и академический университет.
В начале XVIII века резк возрастает объем выпуска печатной продукции, открываются новый типографии. В 1708 году витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым, гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только
в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 году в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».
В первой четверти XVIII века были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII века географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и Х. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий.
Литература.
Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Видную роль в развитии общественно-политической мысли первой четверти XVIII века сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее значительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень оценил Петр. Именно ему он поручил разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».
Выдающимся представителем экономической мысли Петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудности и богатстве» (1724 г.), предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма.
Живопись.
Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой стороны.
Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.
Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И.Н. Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них — портрет канцлера графа Г.И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.
Крупные работы А.М. Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А.М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И.Я. Вишняков и А.Г. антропов.
В первой половине XVIII века в России работало очень много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства,
наибольшей известностью пользовались работы И.Г. Таннауэра и Л. Каравака.
Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII века занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры первой четверти XVIII века определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный калорит, Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А.Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.
Скульпутра.
Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 году. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная статуя Петра (установленная у инженерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.
В 1733 — 1735 годах был отлит Царь-Колокол русскими мастерами Иваном Федоровичем Моториным и его сыном Михаилом Ивановичем Моториным на пушечном дворе.
Архитектура.
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не
имеющим аналогов экспериментом было возведение Петербурга — первого города России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж.Б. Леблон, П.М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий.
Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода — дворец А.Д. Меншикова в Петербурге (архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).