План:
I. Основные тенденции развития культуры в XVII веке
II. Образование и научные знания
III. Литература
IV. Живопись
V. Архитектура
VI. Театр
VII. Первооткрыватели и путешественники
Основные тенденции развития культуры в XVII веке.
✔︎ усиление процесса обмирщения культуры, т.е. освобождение ее от церковного влияния;
✔︎ нарастание в произведениях культуры интереса и внимания к человеческой личности;
✔︎ обогащение культуры социальной тематикой и усиление ее демократизации;
✔︎ распространение научных знаний;
✔︎ расширение связей с Западной Европой;
✔︎ начало процесса дифференциации культуры (просвещение и наука, художественная литература, светская живопись и т.д.);
✔︎ вмешательство государства и церкви в вопросы культуры путем утверждения определенных канонов православной церкви (например, патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей);
✔︎ многообразие, праздничность, яркость произведений искусства;
Образование и научные знания.
Возникновение специализированных школ (русских лекарей, наборщиков, подьячих для приказов). 1687 г. – создание Сословно-греко-латинской академии – первого в России высшего учебного заведения (под руководством братьев П. и И. Лихудовых).
С 1621 г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялась рукописная газета (сводки новостей о событиях в других странах) – «Куранты».
Развитие библиотек. Существовали царские, государственные, частные библиотеки.
Использование винтовых деревянных домкратов, водяных колес, приводивших в движение молоты, подъемных механизмов.
В России была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника. На русский язык переведена работа А. Везалия «О строении человеческого тела».
Созданы «Книга Большого чертежа» (1627), «Чертеж Сибирской земли» (1667).
Получили распространение лечебники – «травники» и «цветники», а также пособия по фармакологии и биологии.
Научные знания носили преимущественно прикладной характер.
Литература.
Учебные книги («Синопсис» (обозрение) киевского монаха И. Гизеля – первый учебник по истории Руси; первый печатный букварь Василия Бурцева; буквари Симеона Полоцкого, Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия Смотрицкого; «Азбуковники»; «гражданство обычаев детских»).
Автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума»), биографические повести («О Ерше Ершовиче», «Сказание о куре и лисице», «О Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме»).
Патриотические произведения («Сказание Авраамия Палицына», «Временник» Ивана Тимофеева, «Новая повесть о преславном Российском царстве»), светская поэзия (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев).
Живопись.
Иконопись, выдающимся мастером которой являлся Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская», «Насаждение древа
государства Российского» — даны основные портреты деятелей русской истории), для его творчества характерны: переход от плоскостного изображения к объемному, использование светотени, попытка перехода к реальному художественному изображению.
Фресковая живопись приобрела характер мирских жанровых картин. Привлекая внимание к повседневной жизни человека, его быту, труду (например, церковь Ильи Пророка в Ярославле (художники: Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною»).
Создание порсун (от слова «персона») – первых портретов, что является примером зарождения светского искусства. Внимание уделяется внутреннему миру
человека (портреты царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).
Архитектура.
Деревянное зодчество, которое доминирует над каменным по всей стране, в том числе и в столице (например, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, строители: С. Петров, И. Михайлов).
Возникновение нового стиля – «московского барокко» (или «нарышкинского барокко»), для которого характерны: симметричность композиции, многоярусность, цветной декор и дробность элементов, разнообразие декоративного убранства (например, церковь Покрова в Медведкове, церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани).
Гражданские постройки: Теремной дворец Московского Кремля, Сухарева башня в Москве, Паганкины палаты в Пскове.
Театр.
1672 – 1676 гг. – придворный театр, в котором выступала немецкая труппа пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе И. Г. Грегори.
Первооткрыватели и путешественники.
✳︎ Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангары, Илим, Лены (1628 год).
✳︎ Петр Бекетов, енисейский казачий сотник, основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632 г.).
✳︎ С.И. Дежнев открыл пролив между Азий и Америкой (1648 г.).
✳︎ В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643 — 1646 гг.).
✳︎ Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649 — 1653 гг.).
✳︎ В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697 — 1701 гг.).
✳︎ И.Ю. Москвитин — выход к Тихому океану (1639 г.).