План:
I. Особенности развития культуры в конце XIV — XV вв.
II. Религия
1.1 Иосифляне
1.2 Нестяжатели
III. Литературы и грамотность
IV. Архитектура
4.1 Соборы Московского Кремля
4.2 Храмы «новгородского типа»
V. Живопись
5.1 Феофан Грек
5.2 Андрей Рублев
5.3 Дионисий
Татаро-монгольское нашествие и последовавшее вслед за ним иго катастрофически отразились на развитии русской культуры. Зодчество и живопись оживает лишь с конца XIII века. Ведущая роль в искусстве перешла к Твери, Новгороду, Пскову, а со второй половины XIV в. важное значение приобрела Москва.
Религия.
Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри. В середине XIV века был основан Троице-Сергиев монастырь. Его основатель и игумен Сергий Радонежский. О монастыре ранее уже упоминалось.
Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV века нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царьград».
В конце XV века в России появилось два противоборствующих религиозно-политических течения — стяжатели (иосифляне) и нестяжатели.
Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что приобретение собственности несовместимо с монашеством, выступали за конфискацию церковных земель и передачу их народу. Нестяжатели терпимее относились к еретикам.
Стяжатели (или иосифляне) во главе с Иосифом Волоцким отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, утверждали божественное происхождение княжеской власти. Следовательно, были сторонниками сильной центральной власти, что и обеспечило их победу.
В дальнейшем стяжатели жестокого преследовали нестяжателей, активно содействовали учреждению опричнины при Иване Грозном.
Литература и грамотность.
Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций. Литература представлена житиями святых, другой церковной литературой, некоторыми крупными произведениями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» (автор Софоний Рязанец), «Хождение» Стефана Новгородца.
В XV веке в литературе развивается новый жанр повесть, например, «Повесть о Меркурии Смоленском»; «Хождение за три моря» (автор Афанасий Никитин, тверской купец).
Архитектура.
В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль. Каменное строительство в Москве началось во второй четверти XIV в. При Иване Калите в московском Кремле строится четыре храма: Успенский (1326 г.) и Архангельский (1333 г.) соборы (не сохранились, были построены вновь при Иване III), церкви Ивана Лествичника (1329 г.) и Спаса на Бору (1330 г.). При Дмитрии Донском возводятся белокаменные укрепления московского Кремля (1367 г.).
К 60-м годам XIV века сложился тип новгородского храма. В таком стиле построены церкви св. Федора Стратилата на Ручье (1360 — 1361 гг.), церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.), церковь Спаса на Ильине улице (1374 г.).
В XV в. при Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Благовещенский, Архангельский и др.). Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор в Москве (1475 — 1479 гг.). В 1487 — 1491 гг. построена Грановитая палата в Московском кремле (авторы Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари). Алевиз Новый построил усыпальницу великих князей — Архангельский собор (1505 — 1508 гг.).
Живопись.
Росписью церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде занимался живописец Феофан Грек (о нем уже упоминалось ранее), родом из Византии. Он творил на рубеже XIV — XV вв. Расписал несколько церквей в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Его фрески сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде. С его именем связана икона «Донская Богоматерь» Московского Благовещенского собора (конец XIV в.). В 1405 г. вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор в Москве.
Храмы расписывал выдающийся иконописей Андрей Рублев. Творчество Андрея Рублева относится к школе московского зодчества первой половины XV века. Он совместно с Даниилом Черным расписал фресками Успенский собор во Владимире (1408 г.). Наиболее из известных икон Андрея Рублева — «Троица» была исполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (между 1408 и 1425 гг.).
На рубеже XV — XVI вв. работал иконописец Дионисий. Ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Его перу принадлежат: иконы «Богоматерь Одигидрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря.