Русь в IX — начале XII вв.

План:

I. Возникновение государственности у восточных славян

 1.1 Причины возникновения государства

 1.2 Предпосылки образования государства

 1.3 Этапы становления и развития Древнерусского государства

II. Первые князья

 2.1 Рюрик

 2.2 Олег

 2.3 Игорь

 2.4 Ольга

 2.5 Святослав

 2.6 Владимир I

 2.7 Ярослав Мудрый

2.8 Владимир Мономах

2.9 Мстислав Великий

III. Принятие христианства на Руси

 3.1 Причины принятия христианства

 3.2 Значение принятия христианства

3.3 Следствие принятия христианства

IV. «Русская Правда»

 4.1 Значение принятия «Русской Правды»

 4.2 Категории населения по «Русской Правде»

V. Любечский съезд князей


Причины возникновения государства у восточных славян.

«путь из варяг в греки»

Экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-судоходном пути, функционировавшем VIII — XI вв. и соединившем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.

Предпосылки образования государства у восточных славян.

Переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развитие промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.

В XVIII в. сложились теории образования древнерусского государства. Согласно норманской теории государство Русь создано норманскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманской теории считали, что определяющим фактором вв процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).

Этапы становления государства.

📍 Первый этап (IX — X вв.) — объединение восточнославянских племен, становление единого государства. Образование государства Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хрив и сетра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода. 

Древнерусское государство на этом этапе представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи).

Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).

📍 Второй этап (конец X — XI вв.) — расцвет государства, создание системы власти и военной организации.

📍 Третий этап (конец XI — первая половина XII вв.) — начало распада государства, раздробленности и княжеских усобиц)


Первые князья.

Князь Деятельность Результат
Рюрик (родоначальник династии Рюриковичей)

862 – 879 гг.

862 г. – призван на княжение ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях ✔︎ основатель династии Рюриковичей
Олег Вещий (т.е. мудрый) есть сведения, что он являлся родственников Рюрика

879 – 912 гг.

 — 882 г. – захват Киева (убил Аскольда и Дира) и превратил его в столицу Древнерусского государства;
— подчинил племена древлян, северян, радимичей;
— 907, 911 гг. – успешные походы на Византию
✔︎ объединение территории Древнерусского государства
✔︎ выгодные торговые договора с Византией
✔︎ установление контроля над торговым путем «из варяг в греки» 
Игорь (сын Рюрика)

912 – 945 гг.

 915 г. – мир с печенегами;
922 г. – подчинение племени уличей;
941 г. – неудачный поход на Византию;
(русские ладьи были сожжены «греческим огнем» — нефтью);
944 г. – взаимовыгодный договор с Византией;
943 г. – поход на Северный Кавказ;
945 г. – поход за данью к древлянам и гибель (князь древлян — Мал);
✔︎ безопасность границ со стороны кочевников;
✔︎ окончательное объединение славянских племен;
✔︎ выгодные торговые отношения с Византией;
✔︎ необходимость реформы сбора дани; 
Ольга (жена князя Игоря)

945 – 969 гг. – в 957 г. передала власть Святославу, но во время его походов руководила государством

945 г. – окончательное покорение древлян (взятие Искоростеня)
Установила четкий порядок сбора дани («полюдья»): уроки – точный размер дани; погосты – точное место сбора дани;
Прекратила внешние походы.
955 г. (957 г.) – приняла личное христианство под именем Елены;
968 г. – руководила защитой Киева от печенегов 
✔︎ занялась внутренней политикой
✔︎ изменение способа взимания дани;
✔︎ начало проникновения христианской культуры на Руси 
Святослав I (сын князя Игоря и княгини Ольги)

957 – 972 гг.

965 г. – разгромил Хазарский каганат и его столицу Итиль
965 г. – установил союзные отношения с ясами и касогами;
966 г. – присоединил племя вятичей;
968 г. – походы в Дунайскую Булгарию и вел войны с Византией;
969 – 972 гг. – военные столкновения с печенегами;
971 г. – заключил договор с Византией;
Назначал сыновей наместниками в восточнославянские земли вместо племенных князей.
972 – 980 гг. – первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава – Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком, победа Владимира 
✔︎ расширение границ Киевской Руси;
— активная внешняя политика;
✔︎ появление сыновей-наместников;
✔︎ начало междоусобных войн; 
Владимир I («Красное Солнышко», Святой, Равноапостольный) сын Святослава I

980 – 1015 гг.

 980 – языческая реформа
987 – союз с Византией
988 – брак с византийской царевной Анной – начало распространения христианства;
981 – 982 – походы на вятичей
981 – отвоевал у Польши Червенские города
984 – поход на радимичей
Предпринял успешные походы на печенегов, основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород)
✔︎ введение христианства на Руси;
✔︎ расширение территории Киевской Руси;
✔︎ основание новых городов-крепостей;  
Ярослав Мудрый (сын Владимира I)

1019 – 1054 гг.

 1015 – 1019 – междоусобные войны между Ярославом и его братьями Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским – утверждение на Киевском престоле Ярослава. Гибель Бориса и Глеба.
Династические браки.
Походы в Прибалтику, польско-литовские земли, в Византию;
1036 г. – окончательный разгром печенегов под Киевом (в память об этом возведен Софийский собор)
Основатель письменного русского законодательства:
1016 г. – начало составления свода законов «Русской Правды»
1051 г. – избрание епископами первого русского митрополита Илариона
✔︎ междоусобицы;
✔︎ разгром печенегов;
✔︎ появление законодательства;
✔︎ Киевская митрополия отделена от Византийской;
✔︎ укрепление международного авторитета Руси;
Владимир II Мономах (внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха)

1113 – 1125 гг.

1113 г. – ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», по которому ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей; ограничение прибыли ростовщиков;
1116 – 1119 гг. – участвовал в борьбе за власть с Глебом Минским.
Написал «Поучение детям», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли (его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский, который приводил половцев на Русь);
✔︎ борьба за сохранение единства Руси; 
Мстислав I Великий (сын Владимира Мономаха) 1127 г. – присоединил к Киеву Полоцкое удельное княжество;
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича;
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства
✔︎ расширение границ Киевской Руси;
✔︎ сохранение единства Руси

Принятие христиаснтва.

крещение Руси

В 980-987 гг. – Владимира I проводит языческую реформу. Создает единый пантеон богов разных племен во главе с Перуном. Восстанавливает человеческие жертвоприношения. Но результата реформа не принесла.

В 988 году Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Причины принятия христианства:

✔︎ дипломатическое признание Руси ведущими державами мира;

✔︎ идеологическое обоснование социального неравенства;

✔︎ объяснение единоначалия (один бог — один правитель);

✔︎ развитие культуры уровня ведущих стран Европы;

Значение принятия христаиснтва:

Десятинная церковь

✳︎ ускорило консолидацию древнерусских народов;

✳︎ создание единой государственности и единой церковной организации;

✳︎ ускорилась социальная дифференциация общества;

✳︎ укрепление центральной власти;

✳︎ развитие и формирование единой русской культуры;

Результат принятия христианства:

✔︎ укрепление государства и власти великого князя;

✔︎укрепление международного положения Руси, сближение ее с другими христианскими странами;

✔︎обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ, появление храмового зодчества, иконописи, мозаики, фресок);

✔︎появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали;

✔︎возникновение новой политической организации – церкви (первая церковь была деревянная – Десятинная);

Следствие принятия христианства: существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.


«Русская Правда». 

Ярослав Мудрый

Это первый письменный свод законов, который появился при Ярославе Мудром. Она дошла до нас в трех редакциях:

📌 Краткая (XI в.) состояла из двух частей: Правда Ярослава и Правда Ярославичей;

📌 Пространная (XII в.) включала Устав князя Ярослава и устав Владимира Мономаха;

📌 Сокращенная (XV в.)

Значение принятия «Русской Правды»:

✔︎ способствовала усилению центральной власти;

✔︎ стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного закона;

✔︎ всегда оставалась основным источником, который брался законодателями за основу как образец единого правового документа;


Категории населения по «Русской Правде».

категории населения

✔️ свободное населениекнязья, духовенство, бояре; дружинники; людины — свободные крестьяне; купцы; ремесленники. Смерды — вся масса сельского населения первоначально свободная, но постепенно попадающее в зависимость;

✔️ зависимое населениезакупы — человек, взявший ссуду (купу) деньгами или товарами в долг у феодала и обязанный работать на феодала до возвращения купы; изгой — холоп, отпущенный на волю без земли; рядович — временнообязанный, полусвободный смерд, попавший во временную зависимость в силу «ряда» — договора, на основании которого он работал на хозяина; холопы — категория зависимого населения на Руси, находившаяся в полной собственности своего господина.


Любечский съезд князей.

После смерти Ярослава Мудрого великокняжеский престол наследует его сын Изяслав (1054 — 1068 гг.). Большая часть его княжения характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской Правды» (приня так называемую Правду Ярославичей). В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на р. АЛьте в битве против половецкого хана Шарукана.

В 1097 году состоялся съезд князей в Любече, юридически оформивший феодальную раздробленность. Князья заключили соглашение, фактически упразднившее удельно-лествичную систему престолонаследия. Княжества-уделы признавались вотчинами их держателей и их потомства.

Владимир  II Мономах (1113 — 1125 гг.) на короткое время приостановил распад государства. В 1111 г. окончательно разгромил половцев, подавил восстание в Киеве (1113 г.), издал новый сборник законов «пространная Правда» (или Устав).

В 1132 г. со смертью Мстислава Великого (1125 — 1132), сын Владимира Мономаха) — официальное начало периода феодальной раздробленности.


События зарубежной истории IX — начала XII вв. (до 1132 года).

✳︎ падение Западной Римской империи — 476 год — V век;

✳︎ возникновение государства франков — 486 года — V век;

✳︎ правление Юстиниана в Византийской империи — 527-565 годы — VI век;

✳︎ возникновение ислама — 610 год — VII век;

✳︎ возникновение государства у арабов (Арабский халифат) — 632 год — VII век; 

✳︎ провозглашение Карла Великого императором — 800 год — IX век;

✳︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✳︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✳︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) — 1054 год — XI век;

✳︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✳︎ первый крестовый поход — 1096 год — XI век;

(встречается в ЕГЭ):

✔︎ начало крестовых походов (первый крестовый поход) — 1096 год — XI век;

✔︎ нормандское завоевание Англии — 1066 год — XI век;

✔︎ образование Священной Римской империи — 962 год — X век;

✔︎ распад Франкской империи — 843 год — IX век;

✔︎ разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) (великая схизма) — 1054 год — XI век;


Русь в IX — начале XII века (до 1132 года) (встречается в ЕГЭ):

Процессы (явления, события) и факты:

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — подписание договора между Русью и Византией;

📍внешнеполитическая деятельность первых русских князей — поход Олега на Константинополь;

📍внутренняя политика первых русских князей — установление уроков и погостов;

📍внешняя политика Святослава Игоревича — разгром Хазарского каганата;

📍правление Ярослава Мудрого — разгром печенегов;

📍правление Владимира Мономаха — ограничение прибыли ростовщиков;

📍формирование Древнерусского государства — обложение данью вятичей;

📍оборона Древнерусского государства от набегов кочевников — разгром печенегов под Киевом;

📍формирование территории Древнерусского государства — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

📍складывание древнерусского государства — создание Устава Владимира Мономаха;

📍реформа сбора дани в Древнерусском государстве — установление уроков и погостов;

📍формирование территории государства Русь — захват Олегом Вещим Киева;

📍борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — занятие киевского трона Ярославом Мудрым;

📍формирование и развитие законодательства Древнерусского государства — принятие Русской Правды;

События и годы:

✳︎ начало княжения в Киеве Владимира Мономаха — 1113 год;

✳︎ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого (Святополка и Ярослава) — 1019 год;

✳︎ заключение договора Руси с Византией (поход князя Олега на Царьград) — 907 год;

✳︎ призвание Рюрика в Новгород — 862 год;

✳︎ поход Святослава на Византию — 970 год;

✳︎ съезд князей в Любече — 1097 год;

✳︎ победа над печенегами Ярослава Мудрого — 1036 год;

✳︎ поход князя Игоря на древлян и его гибель — 945 год;

✳︎ начало княжения в Киеве Мстислава Великого — 1125 год;

✳︎ принятие христианства на Руси — 988 год;

Термины, которые имеют отношение к периоду существования Древнерусского государства:

✓ вервь                                    ✓ младшая дружина           ✓ бояре                         ✓ волхвы

✓ закуп                                    ✓ вече                                      ✓ вира                           ✓ вирник

✓ христианство                    ✓ смерд                                    ✓ уроки

✓ погосты                              ✓ полюдье                               ✓ рядовичи

Термины и их определение (запись пропущенного слова):

🖍 система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур — трехполье;

🖍 место сбора дани в Древней Руси, введенное княгиней Ольгой, называлось — погостом;

🖍 вид феодальной земельной собственности с конца XV века противостояла поместью, а в начале XVIII века разница между ними была фактически стерта — вотчина;

Фрагмент источника и его краткая характеристика:

📜 «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…» (Из «Повести временных лет)

✍︎ описываемые события произошли в IX веке;

✍︎ события, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства;

📜 «Преставился ве­ли­кий князь рус­ский Ярослав. Ещё при жизни дал он на­став­ле­ние сы­но­вьям своим, ска­зав им: «Вот я по­ки­даю мир этот, сы­но­вья мои; имей­те лю­бовь между собой, по­то­му что все вы братья, от од­но­го отца и от одной матери. И если бу­де­те жить в любви между собой, Бог будет в вас и по­ко­рит вам врагов. И бу­де­те мирно жить. Если же бу­де­те в не­на­ви­сти жить, в рас­прях и ссорах, то по­гиб­не­те сами и по­гу­би­те землю отцов своих и дедов своих, ко­то­рые до­бы­ли её тру­дом своим великим; но жи­ви­те мирно, слу­ша­ясь брат брата. Вот я по­ру­чаю стол мой в Киеве стар­ше­му сыну моему и брату ва­ше­му Изяславу; слу­шай­тесь его, как слу­ша­лись меня, пусть будет он вам вме­сто меня; а Свя­то­сла­ву даю Чернигов, а Все­во­ло­ду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вя­че­сла­ву Смоленск»» (Из «Повести временных лет).

✍︎ описываемые события произошли в XI веке;

✍︎ один из исторических деятелей, упомянутых в отрывке, прославился разгромом печенегов под Киевом;

📜 «После того как Владимир начал без помех единовластно править Руссией, к нему стали приходить из разных стран послы, убеждая его принять их веру. Видя различие вер, он и сам отправил собственных послов разузнать про все условия и обряды отдельных вер. Наконец, когда он избрал христианскую веру по греческому обряду, предпочтя ее всем другим, то отправил послов в Константинополь к царям Василию и Константину, обещая принять со всеми своими подданными веру христову и вернуть грекам Корсунь и все остальное, чем он завладел в Греции, если они дадут ему в жены их сестру Анну. По достижении соглашения условились во времени и выбрали местом Корсунь. Когда цари явились туда, Владимир был окрещен, и вместо имени Владимир его нарекли Василием. После брачного торжества, согласно обещанию, он вернул Корсунь и все прочее. Это совершилось в 6496 году от сотворения мира» (Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московии»).

✍︎ описываемые события произошли в X веке;

✍︎ правитель, упомянутый в отрывке, был прямым потомком Рюрика;

📜 «А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев»(Из «Повести временных лет).

✍︎ описываемые события произошли в XII веке;

✍︎ в период правления князя, о котором идет речь в отрывке, была дополнена «Русская Правда»;

📜 «Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом»(Из «Повести временных лет).

✍︎ современницей описываемых событий была киевская княгиня Ольга;

✍︎ описываемые события произошли в X веке;

Киевские князья и перечня всех древнерусских князей:

♕ Святополк Изяславич

♕ Ярослав Мудрый

♕ Всеволод Ярославич

События и участники:

⚔️ Любечский съезд князей — Владимир Мономах;

⚔️ заключение договора Руси с Византией — киевский князь Игорь;

⚔️ поражение русского войска от половцев в 1068 году — Изяслав Ярославич;

⚔️ восстание древлян — князь Мал;

⚔️ поход на Византию — Олег Вещий;

⚔️ ограничение произвола ростовщиков — Владимир Мономах;

⚔️ объединение Киева и Новгорода под властью одного князя — Олег Вещий;

⚔️ борьба за власть между сыновьями Владимира Святого — Святополк Окаянный;

Век и событие истории России:

✍️ XI век — начало создания «Русской Правды» («Правды Ярослава»);

✍️ X век — крещение Руси;

✍️ IX  век — призвание варягов;

✍️ XII век — смерть Владимира Мономаха;

✍️ X век — разгром Хазарского каганата;

✍️ XI век — разгром печенегов под Киевом;

✍️ XI век — смерть Ярослава Мудрого;

✍️ XI век — Любеческий съезд князей;

✍️ X век — походы Святослава Игоревича;

✍️ XI век — начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве;

✍️ IX век — объединение Киева и Новгорода под властью одного князя;

✍️ XII век — начало княжения в Киеве Владимира Мономаха;

Верные суждения к отрывку из исторического источника:

📜 «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными» (Из Повести временных лет).

✍︎ летопись, в которую вошел данный отрывок, была создана в XII веке;

✍︎ по свидетельству летописца, греки пытались отравить Олега;

✍︎ в отрывке упомянуты названия фино-угорских племен;

📜 «…А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет… 

Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святаго Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля. И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили. И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав. И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось. И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы. Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу. И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов» (Из «Поучения детям» Владимира Мономаха).

✍︎ сражение с войсками Олега, о котором рассказывает автор, состоялось в XI в.;

✍︎ в отрывке упоминаются имена половецких ханов;

✍︎ автор рассказа был участником Любечского съезда князей;

📜 «Как скоро началось сильное сражение, то скифы, окружённые магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте. Сам <…>, израненный и истекший кровию, не остался бы жив, если бы не спасла его наступившая ночь. У неприятелей, говорят, на сём сражении убито было 15 тысяч человек; у наших убитых было только 350 человек и множество раненых. Такую победу одержали римляне в сей битве. <…> всю ночь печалился по побиении своей рати. Но, чувствуя, что ничего уже не может сделать непобедимому нашему войску, почитал обязанностью благоразумного полководца сохранить оставшихся воинов. Итак, на другой день, по утру, посылает к императору просить мира с такими условиями: тавроскифы должны отдать римлянам Доростол, отослать пленных, выйти из Болгарии и возвратиться 
в своё отечество, а римляне должны дать им безопасно отплыть на судах своих, не нападая на них с огненосными кораблями (ибо они чрезвычайно боялись мидийского огня, могущего даже камни превращать в пепел), позволить провозить к себе хлеб и посланных для торговли в Византию считать, по прежнему обычаю, друзьями. Государь охотно принял предложение союза (он мир предпочитал войне, зная, что один сохраняет, а другая, напротив того, истребляет народы), утвердил условия и дал каждому по две меры хлеба. Получивших хлеб было 22 тысячи человек, оставшихся из 60 тысяч русского войска; следственно, прочие 38 тысяч пали от римского меча. По утверждении мира <…> просил позволения у государя придти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащённом вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. <…> переезжал чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, грёб наравне с прочими, без всякого различия. Поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война римлян с россами» (Из Повести временных лет).

 ✍︎ описываемые события в документе относятся к X веку;

✍︎ в ходе сражений, упоминаемых в тексте, русское войско, по словам автора, потеряло убитыми почти две трети своих воинов;

✍︎ договор, о заключении которого говорится в документе, сохранял торговые связи между Русью и Византией;

📜 «Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу… Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши – милостницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец» (Из Повести временных лет).

 ✍︎ источником, из которого приведен данный отрывок, является «Повесть временных лет»;

✍︎ автор пишет, что новгородцы требовали от Святослава прислать к ним князя, предупреждая, что в случае отказа Святослава они самостоятельно призовут князя в Новгород;

✍︎ сразу после смерти Святослава киевским князем стал тот из его сыновей, которого сам Святослав при жизни посадил в Киеве;

 


📌 Характеристика периода по Культурно-историческому стандарту

📌 Основные термины по периоду

📌 Краткий минимум по Культурно-историческому стандарту

📌 Персоналии: князья

📌 Персоналии: религиозные деятели

📌  Посмотреть карту

📌 Экзаменационные задания по периоду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru