План:
I. Расселение восточных славян
1.1 Разделение славян: западные, восточные, южные
1.2 Восточнославянские племена
1.3 Этнические контакты восточных славян
II. Хозяйство и общественное устройство восточных славян
2.1 Хозяйство восточных славян
2.2 Общественное устройство восточных славян
III. Религия у восточных славян
3.1 Язычество
Расселение восточных славян.
Древнейшая история славян окончательно еще не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью. Изначально они не были славянским народом, но, долгое время жили бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племен.
Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Индоевропейцы — древнее население территорий Европы и Азии. Продолжая перемещаться и группироваться на территории Евразии, они уже во II тысячелетии до н.э. составили в Центральной и Восточной Европе особый массив из германцев, балтов (литовцы, латыши) и славян, составивших общую балто-славянскую группу народов.
Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных (сербы, черногорцы и т.д.), западных (чехи, поляки, словаки и т.д.) и восточных славян (русские, украинцы, белорусы). В VI — VIII вв. территорией расселения славянских племен были:
✔️ западные славяне: Дунай, Одер, Эльба;
✔️ южные славяне: Балканский полуостров;
✔️ восточные славяне: от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги.
Восточнославянские племена.
Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов. В «Повести временных лет» упоминается 15 восточнославянских племен:
✔︎ поляне ✔︎ кривичи
✔︎ древляне ✔︎ словене
✔︎ волыняне ✔︎ северяне
✔︎ хорваты ✔︎ бужане
✔︎ тиверцы ✔︎ полочане
✔︎ уличи ✔︎ дулебы
✔︎ радимичи
✔︎ вятичи
✔︎ дреговичи
Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идет не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного.
Этнические контакты восточных славян.
Этнические контакты восточных славян в VI — VIII вв. составляли: в Северной Европе — фино-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе — балты (предки латышей и литовцев); в Азии — иранские племена (скифы, сарматы).
Хозяйство восточных славян.
Главное занятие восточных славян — земледелие. Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII — VIII вв, заменяя собой подсечно-огневое земледелие, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась.
Для северных лесных районов была характера подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчевывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю. Такой участок давал урожаи в течение трех-четырех лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.
Сельское хозяйство южных территорий было более высокоразвитым. Этому способствовали климат и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывали») на другое место. Использовали плуг, неизвестный на севере.
Также занимались скотоводством, бортничесвом (сбор дикого меда), рыболовством, охотой и ремеслами.
Общественный строй восточных славян.
Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял старейшина. Позже кровнородственную (родовую) сменила соседская община — вервь (мир). Период VIII — начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия — это переходный период от первобытности к государственности.
Признаки военной демократии:
📌 участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач;
📌 народное собрание (вече) как высший орган власти;
📌 наличие народного ополчения;
Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Религия у восточных славян.
Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учеными XIX века, позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян.
Восточные славяне были язычниками. Язычество — политеистическая религия (многобожество). Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хорос (Коляда) — солнце-младенец (воплощение новогоднего цикла), Ярило (День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша), Купайла (День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж), Световит (День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик); Даждьбог — бог плодородия и солнечного света; Сварог — бог неба; Перун — бог молнии и грома; Семаргл — бог смерти (ссоры и разногласия); Велес — владыка мертвых (покровитель скотоводства и торговли); Стрибог — бог ветра; Мокошь — богиня плоородия; Лада — богиня юности и весны (покровительница любви).
Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, бога приносились жертвоприношения — требы, обряды проводили жрецы — волхвы. Однако, трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы, — точных сведений нет. Лишь изредка летопись называет таинственных «волхвов», явно связанных с языческими верованиями и долгое время боровшихся против христианства.
В летописях нет никаких сведений о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутренний вал ограждался частоколом. В центре стоял деревянный столб (идол), а рядом жертвенник, где и сейчас еще находят кости животных, принесенных в жертву.
Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки.