План темы:
I. Социальный конфликт
1.1 Понятие «социальный конфликт»
1.2 Причины и повод конфликта
1.3 Стадии социального конфликта
1.4 Классификация (виды) социальных конфликтов
1.5 Способы разрешения социальных конфликтов
1.6 Пути выхода из конфликта
1.7 Условия успешного завершения конфликтов
1.8 Функции социальных конфликтов
II. Социальные нормы
2.1 Понятие «социальные нормы»
2.2 Признаки социальных норм
2.3 Виды социальных норм
2.4 Функции социальных норм
III. Способы регулирования поведения людей с помощью социальных норм
IV. Социальный контроль
4.1 Понятие «социальный контроль»
4.2 Виды санкций
4.3 Формы социального контроля
4.4 Методы социального контроля
V. Свобода и ответственность
Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая, характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Участники конфликта называются субъектами конфликта.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт — предмет конфликта.
Причина конфликта | Повод для конфликта |
Объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта | Незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Повод бывает как случайным, так и специально созданным |
Причины конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Возможные причины социальных конфликтов.
🔻 социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;
🔻 различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
🔻 религиозные различия;
🔻 поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.), проявляющиеся в его поведении;
Стадии социального конфликта.
Стадия | Характеристика |
Предконфликтная
ситуация |
Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение; стремятся преодолеть его, понять причины конфликта; оценивают свои возможности; выбирают способ воздействия на противника |
Конфликт | Недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т.е. специальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия |
Разрешение конфликта | Завершение инцидента, устранение причин конфликта |
Классификация социальных конфликтов.
✔︎ по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся;
✔︎ по охвату: глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные;
✔︎ по источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные;
✔︎ по используемым средствам: насильственные, ненасильственные;
✔︎ по форме: внутренние, внешние;
✔︎ по влиянию на ход развития общества: прогрессивные, регрессивные;
✔︎ по характеру развития: преднамеренные, спонтанные;
✔︎ по сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые;
✔︎ по типу отношений: внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни, внутри и межгрупповой (социально-психологический) уровни, внутринациональный и международный (социальный) уровни;
Способы разрешения социальных конфликтов.
Способ | Характерные черты |
Компромисс | Решение проблемы через взаимные уступки сторон |
Переговоры | Обмен мнениями с целью решения проблемы |
Посредничество | Использование третьей стороны в заочном решении проблемы |
Арбитраж | Обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы |
Применение силы, власти, закона | Одностороннее использование власти или силы одной из сторон |
Пути выхода из конфликта.
📌 Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации;
📌 Невмешательство (выжидание) – надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным;
📌 Обновление – активный выход из конфликта путем отказа от старого, развития нового;
Условия успешного разрешения социального конфликта.
✳︎ своевременный и точный диагноз причин конфликта: выявление существующих противоречий, интересов, целей;
✳︎ обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон;
✳︎ совместный поиск путей преодоления конфликта – использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и др.;
О разрешении социального конфликта (встречается в ЕГЭ):
✔︎ переговоры как метод разрешения социального конфликта позволяют добиться взаимопонимания и открыть пути к сотрудничеству;
✔︎ метод избегания социального конфликта не устраняет его причину;
✔︎ к методам разрешения социального конфликта относится арбитраж;
Функции социальных конфликтов.
Позитивные:
➕ информирование о наличии социальной напряженности;
➕ стимулирование социальных изменений;
➕ снятие социальной напряженности;
Негативные:
➖ создание стрессовых ситуаций;
➖ дезорганизация социальной жизни;
➖ разрушение социальной системы;
О социальных конфликтах (встречается в ЕГЭ):
📍причины социальных конфликтов могут быть связаны с социальной неоднородностью общества;
📍несовпадение индивидуальных и общественных ценностей может породить социальный конфликт;
📍условием, способствующим успешному разрешению социального конфликта, является своевременный и точный диагноз его причин;
📍социальные конфликты являются необходимыми элементами развития общества;
📍социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов;
📍устранение инцидента представляет собой необходимое, но недостаточное условие для погашения социального конфликта;
Социальные нормы – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм.
📍 Являются общими правилами для членов общества;
📍 Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;
📍 Направлены на регулирование общественных отношений;
📍 Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
📍 Возникают в процессе исторического развития;
📍 Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества;
📍 Не зависят от воли и желания людей, т.е. объективны;
📍 Занимают определенное положение в социальной регуляции;
📍 Выступают мерой общественно значимого поведения;
Виды социальных норм.
Функции социальных норм.
📎 Регулируют общий ход социализации;
📎 Интегрируют личность в социальное окружение;
📎 Служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
📎 Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности;
📎 Контролируют отклоняющееся поведение;
О социальных нормах (встречается в ЕГЭ):
📌 к способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся дозволение и предписание;
📌 одним из видов социальных норм является мораль;
📌 корпоративные нормы, как вид норм социальных, распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия;
📌 социальные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
📌 особенность социальных норм состоит в том, что они являются общими правилами;
📌 социальные нормы вырабатываются на основе ценностей, сложившихся общественных представлений о хорошем и плохом;
📌 особенностью социальных норм является то, что они регулируют отношения между людьми и их объединениями;
📌 социальные нормы предстают перед человеком в виде социальных предписаний;
Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
📌 Дозволение (указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны)
📌 Предписание (указание на требуемое действие)
📌 Запрет (указание на действия, которые не следует совершать);
О социальных нормах (встречается в ЕГЭ):
📌 к способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся дозволение и предписание;
📌 одним из видов социальных норм является мораль;
📌 корпоративные нормы, как вид норм социальных, распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия;
📌 социальные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
📌 особенность социальных норм состоит в том, что они являются общими правилами;
Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкция – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.
Виды санкций |
|
Формальные | Неформальные |
Негативные |
|
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др. | Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др. |
Позитивные |
|
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др. | Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др. |
Формы социального контроля.
Методы социального контроля.
❗️ Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его;
❗️ Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм;
❗️ Реабилитация – процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе;
Социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе – направлен на позитивное развитие.
О социальном контроле (встречается в ЕГЭ):
✔︎ одной из функций социального контроля является культивирование социально желаемых форм поведения;
✔︎ под социальным контролем понимается механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия на индивидов, социальные группы;
✔︎ социальный контроль может проявляться в виде непосредственной реакции ближайшего социального окружения;
✔︎ социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду;
✔︎ социальные санкции как механизм социального контроля — это реакция на поведение индивида со стороны его социального окружения;
✔︎ механизм социального контроля нацелен на принудительное и целенаправленное воздействие на тех членов общества, которые не выполняют социальных норм;
✔︎ социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации;
✔︎ образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и условиям их семейной жизни;
✔︎ одной из форм социального контроля является регламентация в институтах общества;
✔︎ к неформальным методам социального контроля относится самоконтроль;
✔︎ чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля;
Свобода и ответственность.
Свобода есть там, где есть выбор.
Ситуация выбора – это предпосылка свободы, свободного действия.
Свобода – это отсутствие внешнего принуждения, самоограничение, ответственность.
О свободе и необходимости (встречается в ЕГЭ):
✳︎ важнейшим признаком свободы является выбор из множества линий поведения человека;
✳︎ свобода возможна лишь там, где есть самоограничение;
✳︎ мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна;
О свободе и ответственности (встречается в ЕГЭ):
📍свобода человека имеет относительный характер;
📍ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести;
📍свобода человека является основой его социального и правового положения в обществе;
📍свобода является специфическим человеческим качеством, лежащим в основе формирования его индивидуальности, творческой инновационной деятельности;
📍свобода и ответственность представляют собой две стороны сознательной человеческой деятельности;
📍ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели;