План темы:
I. Отклоняющееся поведение
1.1 Понятие «отклоняющееся поведение»
1.2 Основные формы девиантного поведения
1.3 Причины девиантного поведения
II. Социальная роль
2.1 Понятие «социальная роль»
2.2 Ролевой набор
III. Социализация
3.1 Понятие «социализация»
3.2 Виды социализации
3.3 Социальная адаптация
IV. Семья
4.1 Понятие «семья»
4.2 Классификация (виды) семьи
4.3 Функции семьи
4.4 Брак и его виды
4.5 Тенденции развития современной семьи
Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Основные формы девиантного поведения.
Деликвентное поведение – нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.
Причины девиантного поведения.
Объяснение девиации | Сущность | |
Биологическое | Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике | |
Психологическое | Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта | |
Социологическое | Концепция аномии | Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей |
Теория стигматизации | Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми |
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Распространение первого обычного связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные слои общества.
Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
Девиантное поведение может носить позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства);
Необходимые меры социального воздействия на поведенческие отклонения.
🔻 в отношении преступного (деликвентного) поведения нужны жесткие запретительные меры;
🔻 в отношении таких девиаций, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуется организация разных видов социальной помощи – открытие кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.п.
Об отклоняющемся поведении (встречается в ЕГЭ):
✔︎ отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением;
✔︎ отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер;
✔︎ отклоняющимся признается такое поведение, которое влечет определенные социальные санкции;
✔︎ отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер;
✔︎ под отклоняющимся поведением подразумевается нарушение общепринятых норм;
✔︎ отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида;
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на определенный статус.
Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Социальная роль – это своего рода образец поведения обладателя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.
О социальной роли (встречается в ЕГЭ):
✔︎ под социальной ролью понимается модель поведения индивида, ориентированная на определенный статус;
✔︎ социальная роль объективно задана социальным положением личности;
✔︎ исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску;
✔︎ социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определенного социального статуса;
✔︎ исполнение ряда социальных ролей официально регламентировано;
Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.
Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.
Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:
а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);
б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);
в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).
Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:
1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик — реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);
2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).
О видах ролевых конфликтов (встречается в ЕГЭ):
📍внутриролевой конфликт — конфликт, при котором требования одной и той же социальной роли противоречат друг другу;
📍межролевой конфликт — конфликт, при котором требования одной социальной роли противоречат требованиям другой;
📍личностно-ролевой конфликт — конфликт, при котором требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности;
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.
Виды социализации.
✔︎ первичная (детство, юность) – семья, друзья, школа;
✔︎ вторичная (зрелость, старость) – опосредованное окружение;
Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.
Показатели адаптации: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
О социализации (встречается в ЕГЭ):
✔︎ социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта;
✔︎ агентами социализации выступают конкретные люди и организации;
✔︎ социализация может быть связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса;
✔︎ результаты социализации индивида являются объектом социального контроля;
✔︎ в процессе социализации происходит усвоение индивидом имеющегося социокультурного опыта;
✔︎ агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения;
✔︎ социализация определяется социально-экономической структурой общества;
Семья.
📍 социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
📍 малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Классификация семьи.
✔︎ по количеству детей: многодетная, малодетная, бездетная;
✔︎ по характеру распределения домашних обязанностей: традиционная, партнерская;
✔︎ по родственной структуре: нуклеарная (супружеская пара с детьми); расширенная (многопоколенная); полигамная (муж с женами или жена с мужьями);
✔︎ по характеру воспитания: авторитарная, либеральная, демократическая;
О семье по характеру воспитания (встречается в ЕГЭ):
✓ демократическая семья — убеждение, самовоспитание, сотрудничество детей и родителей являются основой воспитания;
✓ либеральная семья — интересы индивида в семье ставятся выше интересов других людей и общества в целом;
✓ авторитарная семья — признание авторитета главы семьи, безоговорочное выполнение его требований, принудительные меры воздействия;
Функции семьи.
✳︎ Репродуктивная
✳︎ Социализирующая
✳︎ Хозяйственно-бытовая
✳︎ Экономическая
✳︎ Социально-статусная
✳︎ Эмоциональная
✳︎ Защитная
✳︎ Духовно-нравственная
✳︎ Досуговая
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Виды брака.
🔻 юридический
🔻 гражданский
🔻 церковный;
Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Тенденции развития современной семьи.
✔︎ Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга;
✔︎ Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;
✔︎ Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей;
✔︎ Развитие семьи партнерского типа;
✔︎ Разрушение расширенной семьи;
✔︎ Преобладание нуклеарной семьи;
✔︎ Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;
✔︎ Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей
О семье (встречается в ЕГЭ):
✳︎ для семьи демократического (партнерского) типа характерна взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем;
✳︎ члены семьи связан кровным родством, общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью;
✳︎ своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу;
✳︎ семья является основным агентом первичной социализации индивидов;
✳︎ одно из предназначений семьи состоит в создании условий для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка;
✳︎ авторитарный тип семейных отношений характеризуется сосредоточением всех семейных функций в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть;
✳︎ семья включает в себя всю систему общественных отношений — правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, психологических и эмоциональных;
✳︎ характер семьи может определяться положением женщины в обществе, воспитанием и жизненным опытом супругов;
✳︎ укрепление партнерской семьи требует не только высокого уровня морального и правового сознания ее членов, но и общества в целом;
✳︎ в семье патриархального типа существуют иерархические отношения господства и подчинения;
✳︎ переход к партнерской семье связан с развитой системой социального обеспечения и хорошей технической оснащенностью быта;