План темы:
I. Культура
1.1 Понятие «культура»
1.2 Основные формы культуры
1.3 Разновидности культуры
II. Наука
2.1 Понятие «наука»
2.2 Функции современной науки
2.3 Научное познание и его особенности
2.4 Уровни научного познания
2.5 Формы научного познания
2.6 Методы научного познания
2.7 Социальные науки. Особенности и виды
III. Образование
3.1 Понятие «образование»
3.2 Функции образования
3.3 Общие тенденции в развитии образования
3.4 Формы образования
IV. Религия
4.1 Понятие «религия»
4.2 Признаки религии
4.3 Ранние формы религии
4.4 Религии в современном мире
4.5 Признаки мировых религий
4.6 Функции религии
V. Искусство
5.1 Понятие «искусство»
5.2 Виды искусства
5.3 Функции искусства
VI. Мораль
6.1 Понятие «мораль»
6.2 Особенности норм морали
6.3 Функции морали
Культура.
В широком смысле | Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей |
В узком смысле слова | Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности |
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.
Основные формы культуры.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
О массовой культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается наибольшей распространенностью и динамичностью;
📍характеризуется лозунгом «искусство ради прибыли»;
📍действует как механизм «внушения и заражения»;
📍массовая культура является порождением технического прогресса;
📍массовая культура способна оказывать существенное влияние на фрмирование общественного сознания, ценностных ориентаций;
📍адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей;
📍создается выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняющимися законам производства;
📍осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта;
Об элитарной культуре (встречается в ЕГЭ):
📍отличается замкнутостью, доступностью лишь незаурядным людям;
📍характеризуется девизом: «искусство ради искусства»;
📍опережает на десятилетия уровень восприятия среднеобразованного человека;
📍для понимания элитарной культуры ее потребитель должен владеть особым языком искусства;
📍элитарная культура характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов;
📍значение элитарной культуры заключается в апробации того, что через годы станет общедоступной классикой;
Разновидности культуры.
О субкультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ характеризуется определенной изоляцией от иного культурного слоя;
✓ объединяет людей в конкретные общности;
✓ выступает промежуточным звеном между личностью и обществом;
О контркультуре (встречается в ЕГЭ):
✓ создает альтернативные формы общественного бытия;
✓ формируется под влиянием потребности человека в самоуважении;
✓ является своеобразной революцией в сфере социальных ценностей;
О культуре (встречается в ЕГЭ):
📍чем шире оказывается комплекс освоенных личностью культурных достижений человечества, тем выше уровень ее культурного развития;
📍повышение уровня культуры порождает у личности новые и более сложные потребности и интересы;
📍культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности;
📍критериями деления культуры на материальную и духовную служат цель производства и ее продукт (результат);
📍культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса;
📍носителями культуры могут быть как общество в целом, таки отдельный человек;
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Функции современной науки.
📍 Культурно-мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры;
📍 Познавательно-объяснительная: осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
📍 Прогностическая: осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению;
О науке (встречается в ЕГЭ):
📌 наука представляет собой особую систему знаний о природе, обществе, человеке;
📌наука является не только видом деятельности, но и социальным институтом;
📌 наука осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития человечества;
📌 наука исследует объективные законы и закономерности, действующие в природе и обществе;
📌 наука обладает инструментальным характером;
📌 наука формирует систему логически упорядоченных знаний;
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания.
✔︎ Объективность добываемого знания;
✔︎ Развитость понятийного аппарата (категориальность);
✔︎ Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
✔︎ Проверяемость;
✔︎ Высокий уровень обобщения знаний;
✔︎ Универсальность;
✔︎ Использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Уровни научного познания.
Формы научного познания.
📌 Научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка) – эмпирический уровень
📌 Эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами) – эмпирический уровень
📌 Проблема (осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа) – теоретический уровень
📌 Гипотеза (научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании) – теоретический уровень
📌 Теория (наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности) – теоретический уровень
Методы научного познания.
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение (эмпирика);
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация (теоретический уровень);
Анализ, синтез, дедукция (доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер), индукция (путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение), аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (универсальные методы);
С переходом к новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы;
В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Особенности общественных наук.
🔻 Субъект и объект познания совпадают;
🔻 Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания;
🔻 Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде;
🔻 Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии;
🔻 В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется;
🔻 Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент;
Важнейшие социальные науки.
✳︎ история;
✳︎ культурология;
✳︎ политология;
✳︎ правоведение;
✳︎ социология;
✳︎ философия;
✳︎ экономика;
✳︎ эстетика;
✳︎ этика;
О научном познании (встречается в ЕГЭ):
📍чувственный опыт в рамках научного познания полностью подчинен рациональному началу;
📍научное познание нацелено на получение знания, максимально очищенного от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений и знаний, которые могу найти применение в будущем;
📍научное познание предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно;
📍для научного познания характерна воспроизводимость результата в одних и тех же условиях;
📍для научного познания характерна доказательность выдвинутых положений;
📍для научного познания характерен особый язык, четко фиксирующий значение понятий;
📍научное познание может сделать предметом исследования любой феномен, изучать все в человеческом мире, но с точки зрения его закономерностей и причин;
📍отличительной чертой научного познания является его стремление к объективности и доказательности;
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования.
📍 Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности);
📍 Социальная (социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности);
📍 Культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей;
Общие тенденции в развитии образования.
📚 Демократизация системы образования – доступность образования;
📚 Рост продолжительности образования;
📚 Непрерывность образования;
О непрерывности (встречается в ЕГЭ):
✓ укрепление способности адаптированной к общественным преобразованиям;
✓ расширение профессиональных знаний и навыков;
✓ содействие выполнению социальной роли в процессе жизнедеятельности;
📚 Гуманизация образования;
О гуманизации (встречается в ЕГЭ):
✓ реализация установки на сотрудничество учителя и ученика;
✓ учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника при выборе методов обучения;
✓ предоставление учащимся возможности выбора форм обучения;
✓ переход к субъект-субъектным отношениям между учителем и учеником;
✓ использование в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;
✓ сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека;
📚 Гуманитаризация образования;
О гуманитаризации (встречается в ЕГЭ):
✓ повышение роли истории и литературы в образовательном процессе;
📚 Интернационализация образования;
Об интернационализации (встречается в ЕГЭ):
✓ проведение обмена между учащимися разных стран;
📚 Компьютеризация образования
Формы образования.
Об образовании встречается (в ЕГЭ):
📌 образование представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие;
📌 целью образования является передача постоянно умножаемого опыта и знаний человечества от поколения к поколению;
📌 общие цели и задачи образования связаны с социокультурными и духовными ценностями, идеалами общества;
📌 под образованием понимается целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности;
📌 образование как социальный институт призван обеспечить социальную стабильность и интеграцию общества;
📌 основным путем получения образования в настоящее время является обучение в системе образовательных организаций;
О тенденциях развития современной школы (встречается в ЕГЭ):
✳︎ использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба;
✳︎ гуманитаризация образования;
✳︎ интеграция образовательных систем;
Религия – вера в сверхъестественное, совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей;
Главные признаки религии.
✔︎ вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий;
✔︎ организованное поклонение высшим силам;
✔︎ стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала;
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Ранние формы религии.
🔆 тотемизм (поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику);
🔆 фетишизм – религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата;
🔆 анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
Религии в современно мире.
🔆 родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
🔆 национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
🔆 мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм);
Признаки мировых религий.
✔︎ огромное число последователей во всем мире;
✔︎ эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);
✔︎ пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания);
✔︎ космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;
Функции религии.
✳︎ мировоззренческая
✳︎ компенсаторная (терапевтическая);
✳︎ коммуникативная;
✳︎ регулятивная;
✳︎ интегрирующе-дезинтегрирующая;
✳︎ культурнотранслирующая;
✳︎ легитимирующе-разлегитимирующая
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины;
Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
О религии (встречается в ЕГЭ):
📍религия сплачивает людей в единое сообщество, стабилизирует его и поддерживает определенный социальный порядок;
📍религия обеспечивает социальную защиту, поддержку и психологическую разгрузку;
📍религия позволяет сохранять и передавать культурные ценности и нормы;
📍специфическим для религии как формы духовной культуры является вера в реальность чуда;
📍религия укрепляет действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль;
📍как социальный институт религия характеризуется набором определенных ценностей, норм и поведенческими образцами;
📍возникновению и существованию религии во многом способствуют способность человека к воображению, возможность сознания абстрагироваться;
📍в структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации;
📍религия восполняет недостаток знаний людей о мире, помогает человеку в его духовных исканиях;
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Все многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений;
Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Специфика искусства как формы художественного познания.
📌 образность и наглядность;
📌 специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
📌 большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
Функции искусства.
✳︎ общественно-преобразующая
✳︎ художественно-концептуальная
✳︎ воспитательная
✳︎ эстетическая
✳︎ утешительно-компенсаторная
✳︎ предвосхищения
✳︎ внушающая
✳︎ гедоническая (наслаждение)
✳︎ познавательно-эвристическая
Об искусстве (встречается в ЕГЭ):
✔︎ искусство воздействует на чувства и эмоции людей;
✔︎ содержание, которое несет искусство, ориентирует людей в системе общественных ценностей, дает возможность выбрать для себя жизненные ориентиры;
✔︎ границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они сочетаются иди взаимопроникают друг в друга;
✔︎ отличается образным освоением действительности;
✔︎ характеризуется большой ролью в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта;
✔︎ восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности;
✔︎ нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими;
✔︎ искусство формирует эстетические вкусы, способности и потребности человека;
✔︎ в искусстве реальность переплетается с вымыслом;
✔︎ искусство служит для обобщения индивидуального опыта и его выражения через иные формы индивидуального;
✔︎ искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей;
✔︎ искусство учит видеть мир сквозь призму образности;
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Моральные требования и представления.
🔻 правила поведения
🔻 моральные качества человека
🔻 моральные принципы
🔻 моральные ценности
🔻 морально-психологические механизмы внутреннего контроля
Особенности норм морали.
✔︎ формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении;
✔︎ исполняются в силу привычки, внутренних побуждений;
✔︎ их реализация не нуждается в организованной принудительной силе
✔︎ дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы;
✔︎ регулируют отношения, подконтрольные и не подконтрольные государству;
✔︎ регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого;
Функции морали.
✳︎ регулятивная
✳︎ ценностно-ориентационная
✳︎ мотивационная
✳︎ конститутивная (установленный, утвердившийся)
✳︎ координационная
О морали (встречается в ЕГЭ):
✔︎ не имеет четко очерченных границ: она присутствует в любом общественном явлении;
✔︎ творцами, носителями и защитниками морали являются все общество и каждый его член;
✔︎ для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения;
✔︎ мораль — это совокупность поддерживаемых общественным мнением норм;
✔︎ мораль выражает оценку поступков с позиций добра и зла;
✔︎ мораль регулирует общественные отношения подконтрольны и неподконтрольные государству;
✔︎ мораль представляет собой особый способ духовного освоения человеком действительности;
✔︎ мораль предполагает способность человека свободно выбирать линию поведения и умение следовать этому идеальному порядку;
✔︎ мораль служит средством духовного сплочения и совершенствования общества посредством выработки норм и ценностей;
✔︎ особенность морали заключается в том, что она позволяет оценить поведение человека в каждой конкретной ситуации;
✔︎ мораль требует от человека определенного поведения;
О развитии норм морали (встречается в ЕГЭ):
табу — обычай — традиция — моральное правило
Об элементах духовной сферы жизни общества и их основных функциях (встречается в ЕГЭ):
📍формирование эстетических вкусов и потребностей человека — искусство;
📍воссоздание окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности — искусство;
📍создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы — образование;
📍формирование способности самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности — образование;
📍восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности — искусство;