Гражданское общество и государство. Средства массовой информации

План темы:

I. Гражданское общество

 1.1 Понятие «гражданское общество»

 1.2 Структура гражданского общества

 1.3 Условия для развития гражданского общества

 1.4 Соотношение гражданского общества и государства

 1.5 Функции гражданского общества

II. Средства массовой информации

 2.1 Понятие «средства массовой информации»

 2.2 Признаки средств массовой информации

 2.3 Основные последствия проявлений СМИ в политике

 2.4 Функции СМИ


Гражданское общество – это 1. сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти; 2. совокупность неполитических отношений, т.е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Структура гражданского общества.

🔻 Общности людей:

✔︎ политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти;

✔︎ общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

✔︎ союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества;

✔︎ научные и культурные организации, спортивные общества;

✔︎ муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы;

✔︎ независимые средства массовой информации;

✔︎ церковь;

✔︎ семья;

🔻 Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения);

🔻 Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил;

Условия для развития гражданского общества.

Соотношение гражданского общества и государства.

Линии сравнения Гражданское общество Государство
Реализуемые интересы Повседневные интересы индивидов Общественные интересы социальных групп, классов, этносов
Средства реализации Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т.д. Конституция, власть, принуждение, право и т.д.
Связи и отношения между людьми Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения
Основа Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т.д.), с помощью которых он их реализует Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т.д.

Функции гражданского общества.

🔻 Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан;

🔻 Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики;

🔻 Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества;

🔻 Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

О гражданском обществе (встречается в ЕГЭ):

📍для гражданского общества характерна конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

📍свободно формирующееся общественное мнение является одним из признаков гражданского общества;

📍семья и церковь представляют собой элементы структуры гражданского общества;

📍гражданское общество является естественным фундаментом демократии;

📍научные и культурные организации представляют собой элемент гражданского общества;

📍гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их жизнь государства;

📍гражданское общество характеризуется значительной независимостью граждан от государства в социально-экономической области;

📍гражданскому обществу свойственно многообразие институтов и организаций;

📍гражданское общество способствует демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы;

📍государство представляет собой пространство регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов;

📍гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга;

📍равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций;


Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Отличительные признаки СМИ.

✔︎ Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств;

✔︎ Неограниченный круг потребителей;

✔︎ Распространение информации осуществляется в специальных формах с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.);

✔︎ Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер;

✔︎ Движение основного информационного потока в одном направлении – от СМИ к потребителю;

Основные последствия проявлений СМИ в политике:

✳︎ прямое общение политических лидеров с населением – ненужность участия в этом процессе политических партий – потеря значения партий в политической системе;

✳︎ население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения;

✳︎ возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием;

Функции СМИ.

О средствах массовой информации (встречается в ЕГЭ):

📍средства массовой информации мобилизируют граждан на единые действия;

📍осуществление общественного контроля за действиями власти является одной из важнейших функций средств массовой информации;

📍средства массовой информации могут навязывать гражданам определенные политические ценности, идеалы;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru