Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

План темы:

I. Рынок. Рыночный механизм

 1.1 Понятие «рынок»

 1.2 Признаки рынка

 1.3 Функции рынка

 1.4 Черты рынка

 1.5 Виды рынков

II. Условия нормального функционирования рынка

III. Конкуренция

 3.1 Понятие «конкуренция» 

 3.2 Основные условия возникновения конкуренции

 3.3 Черты конкуренции

 3.4 Типы конкуренции

IV. Основные параметры рыночного механизма


Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка.

🔻 Общественное разделение труда;

🔻 Экономическая обособленность производителей;

🔻 Самостоятельность производителя;

Признаки рынка.

✳︎ Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить);

✳︎ Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать);

✳︎ Нерегулируемая цена (цены определяется на рынке, зависят от спроса и предложения);

Функции рынка.

Наименование функции Ее сущность
Посредническая Соединение производителей товаров и их потребителей
Ценообразования Установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
Информационная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
Регулирующая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами
Санирующая (оздоровительная) «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств

О функциях рынка (встречается в ЕГЭ):

✔︎ к функциям рынка относится координация деятельности потребителей и производителей;

✔︎ одной из функций рынка выступает рациональное распределение ресурсов и материальных благ;

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Черты рынка.

Позитивные Негативные
Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы – объективное формирование структуры производства Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки
Стимулирует научно-технический прогресс – ресурсосбережение в обществе Распределяет продукты по результатам конкуренции – социальное неравенство
Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества – создание материальной заинтересованности производить то, в чем есть потребность Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку необходимость защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала
Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т.е затрат, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества
  Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных ресурсов
  Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

Инфраструктура рынка — это различные учреждения, предприятия, организации, обслуживающие различные виды рынков, создают благоприятные условия для их эффективного функционирования. Это — биржи, банки, финансово-кредитные посредники, коммерческие фонды, страховые агентства, службы занятости, торговые и другие организации, каждая из которых действует в своей сфере.

Виды рынков.

📎  По закону:

✓ Легальный (законный);

✓ Нелегальный (теневой)

📎  Товары и услуги:

✓ Рынок потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы) и услуг;

✓ Рынок средств производства;

✓ Рынок рабочей силы;

✓ Рынок инвестиций (долгосрочных вложений);

✓ Рынок иностранных валют;

✓ Рынок ценных бумаг (фондовые биржи);

✓ Рынок научно-технических разработок и инноваций;

✓ Рынок информации

📎  Пространство:

✓ Мировой;

✓ Региональный;

✓ Национальный;

✓ Местный

📎  Тип конкуренции:

✓ Рынок чистой (свободной) конкуренции;

✓ Рынок несовершенной конкуренции: чистой монополии (рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец); монополистической конкуренции (тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов); олигополии (это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно);


Условия нормального функционирования рынка:

🔻 КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополии рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности;

🔻 НАЛИЧИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ЭКОНОМИКИ: свободные капиталы; запас трудовых и природных ресурсов;

🔻 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ РЕСУРСОВ;

🔻 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА: совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок, — организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией;


Еще одним элементом рыночного саморегулирования является КОНКУРЕНЦИЯ.

Основные условия возникновения конкуренции:

❗️полная экономическая обособленность товаропроизводителя;

❗️полная зависимость товаропроизводителя от конъюктуры рынка;

❗️противостояние всем другим производителям в борьбе за покупательский спрос;

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

ЧЕРТЫ КОНКУРЕНЦИИ
Позитивные Негативные
Способствует снижению затрат Постоянное  разорение многих товаропроизводителей
Ограничивает возможность возникновения монополий, которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т.д. Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу
Создает возможность выбора для потребителя Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж;
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки Чрезмерная эксплуатация ресурсов
Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции Экологические нарушения

Характерные черты типов конкуренции.

Линии сравнения Чистая (совершенная) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много мелких Несколько 3-5 Одна
Тип товаров Одинаковые изделия Разные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
Условия вхождения в отрасль Легкие, нет препятствий Сравнительно легкий Существенные препятствия Нет вхождения
Пример отраслей с/х, бытовые услуги Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Производство стали, автомобилей, с/х машин, инвентаря, авиаперевозки Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, ж/д перевозки

Характерные черты чистой (совершенной) конкуренции (встречается в ЕГЭ):

✔︎ идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения;

✔︎ никто из участников рынка не располагает информацией больше, чем все остальные;

✔︎ множество мелких фирм производят одинаковую продукцию, барьеры для входа-выхода с рынка отсутствуют;

✔︎ отсутствует контроль над ценой;

✔︎ существует свободный входи на рынок;

✔︎ ценообразование обусловливается игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами;

Характерные черты монополистической конкуренции (встречается в ЕГЭ):

✔︎ каждая фирма обладает некоторым контролем над ценой, который ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм;

✔︎ существует некоторый контроль над ценой, но в узких рамках;

✔︎ производятся разные изделия сходного назначения;

✔︎ действует в легкой промышленности;

✔︎ продается уникальный товар или услуга, не имеющий аналогов;

✔︎  возникает дефицит производства и повышение цены выше равновесного уровня;

✔︎ отсутствуют условия вхождения в отрасль;

✔︎ продаваемый на рынке товар не является стандартизованным;

✔︎ имеется некоторая возможность фирмы влиять на цены своих товаров;

✔︎ возникает в тех отраслях, где возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенные потребности;

Характерные черты олигополистической конкуренции (встречается в ЕГЭ):

✔︎ ситуация, когда рынок поделен между несколькими крупными фирмами;

✔︎ значительны контроль над ценой при сговоре;

✔︎ имеют место существенные препятствия вхождению в отрасль;

✔︎ используется новый способ конкурентной борьбы — неценовая конкуренция;


Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка:

✳︎ спрос – это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определенного периода времени, подкрепленное готовностью оплатить покупку;

✳︎ предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определенного периода времени;

✳︎ цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара;

✳︎ Величина спроса – это объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар;

✳︎ Величина предложения – это объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар;

Кривая спроса:

001 

Кривая предложения:

002

❗️ Закон спроса: величина спроса находится в обратно пропорциональной зависимости от цены спроса, т.е. величина спроса падает если повышается цена и наоборот;

❗️ Закон предложения: величина предложения находится в прямой пропорциональной зависимости от цены предложения, т.е. величина предложения увеличивается если растет цена и наоборот;

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени;

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать, некоторое количество данного товара за определенный период времени;

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.

003

Изменение величины спроса

005

Изменение величины предложения:

004


Факторы спроса и факторы предложения (встречается в ЕГЭ).

Факторы спроса для удобства делят на две группы. Рассматривают ценовые и неценовые детерминанты. При этом необходимо понимать, что они взаимно влияют и видоизменяют друг друга.

Ценовые факторы спроса (встречается в ЕГЭ):

✓ собственно цена на товар;

✓ цена на сопряженный товар;

Неценовые факторы спроса (встречается в ЕГЭ):

✓ величина доходов потребителей;

✓ факторы спроса включают в себя и не самые очевидные вещи. Это мода и вкус.

✓ число потребителей (покупателей);

✓ цена на заменители;

✓ ожидания потребителя (потребительские предпочтения);

Неценовые факторы предложения (встречается в ЕГЭ):

✓ количество производителей на рынке;

✓ налоги и дотации

✓ технология производства;

✓ ожидание производителей роста цен;

✓ потребительские предпочтения;

✓ сезонность

✓ количество покупателей

✓ цены на взаимозаменяемые товары (уголь/нефть);

✓ цена на ресурсы;

✓ природно-климатические условия;

Ценовые факторы предложения (встречается в ЕГЭ):

✓ цена на товар;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru