План:
I. Восточные славяне и Великая степь
1.1 Скифы и сарматы
1.2 Готы и гунны
1.3 Анты и авары
1.4 Славяне, хазары и болгары
1.5 Печенеги
1.6 Торки
Скифы и сарматы.
Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были были дорогой для воинственных кочевников, которые двигались из Азии. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью прокатывались волна за волной все новые и новые завоеватели.
Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но им нужны были пастбища. Одна и та же территория не может быть одновременно пашней и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением.
Борьба кочевников с земледельцами в степях Юго-Восточной Европы началась еще задолго до появления здесь славян. Уже в X в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены кочевниками — киммерийцами. Позднее в эти края пришли скифы, которые терзали набегами своих соседей и даже совершавшие далекие походы в Центральную Европу. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами — ираноязычными кочевниками. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побежденными скифами и с победителями сарматами.
В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую арену выходят славяне. Они были известны историкам Рима под именем венеды, и сведения о них сохранились очень скупые и краткие. Совершенно точно определено только одно, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях в степях Юго-Восточной Европы.
В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем Римская империя, после ее ослабления стали легкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котел бесконечный войн. Славяне приняли в них самое активное участие.
Готы и гунны.
В IV веке в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов. Они сыграют огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Готы вели борьбу с восточнославянским союзом антов, подчинив их себе. Господство готов продолжалось недолго, так как во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названием — гунны. В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. Но во II — IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м — Змиевы валы.
Анты и авары.
Гуннский союз распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным земли между Днестром и Днепром вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока — авары.
О результатах войны славян с аварми известно мало. Для славян исход ее был печальным. Пришельцами был образован Аварский каганат — мощное государство, во главе которого стоял царь — каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой. Часть славянских племен была вовлечена завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и страдали от насилий завоевателей.
Ответом была непрекращающаяся борьба славян с каганатом. Их сопротивление подтачивало силы аваров и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.
Славяне, хазары и болгары.
VII — VIII столетия были временем продвижения восточных славян в глубь степи, в юго-восточном направлении от Среднего Поднепровья. Славяне заселили пойму Дона, вышли к морю в устьях Южного Буга, Днестра и Дуная. Им удалось оттеснить мадьяр (угров) и болгар (тюрков), сменивших аваров в степях к западу от Дона. Однако борьба со степняками была крайне тяжелой. Часть славянских земель попала под власть Хазарского каганата — мощного полукочевого государства, возникшего во второй половине VII в. на Северном Кавказе.
Гнет хазарского кагана, обосновавшегося далеко на Волге, при всей его тяжести, защищал славян, живших в степной полосе, от других кочевников (мадьяр и болгар). Иначе к хазарам относились поляне, которые уже создали свое государство с центром в Киеве и находившиеся на окраине подвластных хазарам территорий. Они платили немалую дань, в то же время обеспечить защиту своих данников от нападений болгар хазары были не в состоянии. В VII — VIII вв. тюрко-болгары занимали огромные пространства в степях Юго-Восточной Европы. Хазары нанесли им сокрушительно поражение, в результате Великая Болгария распалась, а значительная часть болгар ушла на Балканы и в Среднее Поволжье.
Болгары не были столь сильны, чтобы представлять опасность для существования Киевского государства.
Печенеги.
Печенеги — это многочисленное тюркское племя, пришедшее из Средней Азии. Оттуда их вытеснили сильные соседи — гузы и кипчаки. Печенеги обошли с севера владения хазар и заполонили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими островками в кочевой стихии. Под давлением новых пришельцев на запад, к Карпатам, двинулись угры — мадьяры. Проходя мимо Киева они разбили полян с заключили мир, который продержался около трех веков. Болгары же ушли на север, основав у слияния Волги и Камы свое новое государство — Волжскую Булгарию. Там они снова оказались в зависимости от хазар.
Печенежская орда стала серьезной опасностью для соседей., но поражение, нанесенное им киевским князем Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали, ища добычу на Балканах. Даже в 915 году печенеги приходили на Русь заключать мир. Через 5 лет киевский князь Игорь по неизвестным причинам нарушил этот мир и совершил поход на печенегов. После этого летописи не упоминали о них почти четверть века, что скорее всего говорит о мирных отношениях кочевников и земледельцев. Впоследствии печенеги дважды выступали как союзники Руси (поход на Византию 944 г., балканские походы Святослава). Однако в 968 г. печенеги, подкупленные византийским золотом, впервые со времен Аскольда напали на Русь и осадили Киев. Князь Святослав в это время был с походом в Болгарии.
Спустя время, население пограничных областей, по притокам Днепра, чтобы обезопасить себя выстроила сеть городков-крепостей с гарнизонами, состоявшими из воинов разных земель Руси. Киевское государство использовало все возможности, чтобы отгородиться от своих недавних союзников, но развернувшаяся тяжелая борьба с ними долго не приводила к успешным результатам.
Лишь в 1036 году Русь окончательно победила в долгой и изнурительной войне с печенегами, но потери были слишком велики. Под постоянной печенежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные черноземные земли.
Торки.
Через год после смерти Ярослава Мудрого печенегов у русских границ сменили торки (гузы) — выходцы их Приаралья. Ранее они дважды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской границе. Сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.
Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском против торков и по сведениям летописи, победил их. В следующей строке летописи впервые упоминаются половцы (кипчаки): они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя еще не имели общей границы. Скорее всего они это сделали, чтобы найти союзника против торков, которые оказались зажатыми между кипчаками и Русью.
Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай. Одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ
Противостояние натиску кочевников в общегосударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы.
Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины