Институт права |
Подотрасль права |
Отрасль права |
обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права И.п. объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. | это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. | элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. |
✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;
✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;
✳︎ Конституционное право – отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;
✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;
✳︎ Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;
✳︎ Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;
✳︎ Трудовое право – отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;
✳︎ Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.
✳︎ Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;
✳︎ Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;
✳︎ Арбитражный процесс – процесс прохождения дел в арбитражных судах;
✳︎ Конституционное судопроизводство – судопроизводство в Конституционном суде.
✓ состав участников включает физических и юридических лиц;
✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения;
✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений;
✓ к отраслям частного права относятся: семейное, трудовое, гражданское;
✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;
✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;
✓ обеспечивает государственные интересы;
✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления;
Стадия |
Содержание |
Законодательная инициатива |
Президент РФ, Совет Федерации РФ, сенаторы Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения |
Обсуждение законопроекта |
Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки. По итогам обсуждения Государственная Дума может принять следующие решения:
|
Принятие законопроекта |
Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Федеральный конституционный закон принимается Государственной Думой не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов. |
Утверждение законопроекта |
Принятый Госдумой федеральный конституционный закон должен быть обязательно в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральные законы тоже подаются в течение 5 дней на одобрение Совета Федерации*. Федеральный конституционный закон считается принятым Советом Федерации если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа сенаторов и не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Совет Федерации может отклонить федеральный закон и федеральный конституционный закон. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето. Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ. Отлагательное вето не действует в отношении федеральных конституционных законов. Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом на проверку соответствия закона Конституции РФ, тогда срок подписания приостанавливается на время рассмотрения судом. |
Промульгация (публичное объявление) проекта |
Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после его подписания Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок |
* Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.