Девятнадцатый век стал временем социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической перестройки всего европейского пространства. Соответствующие изменения стремительно происходили и в России. После победы в Отечественной войне 1812 года Россия окончательно стала ведущим игроком на европейской арене.
Правительственная политика была важнейшим фактором ускорения экономического развития. Постепенно происходил процесс раскрепощения личности, «размывались» сословные границы, в том числе и при содействии власти. Однако к полномасштабной политической реформе действующая власть принципиально не была готова. Сохранение архаичной сословной системы, авторитарной модели управления тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело к ее отставанию от прямых конкурентов и стало, в конечном итоге, причиной поражения в Крымской войне.
Нерешенные проблемы привели к осознанию властью необходимости проведения масштабных реформ (отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная реформы, реформа образования). Они же провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений.
Важно при этом избежать концентрации исключительно на деятельности государственной власти или на противостоянии ее и «общества». Судьба реформ во многом зависела от повседневного взаимодействия государства с общественными силами. В отличие от традиционных историографических схем, противопоставляющих власть и общество, концепцию данного раздела учебника необходимо построить на представлении об их взаимосвязи и взаимозависимости (которые, разумеется, не исключали противостояния, но не сводились к нему).
Примером такого взаимодействия и следствием незавершенности предыдущих преобразований стали столыпинские реформы.
Важно отметить, что основные процессы истории России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период кризисов, в том числе международных (Русско-японская война, Первая российская революция, Первая мировая война), отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 года.
В рамках учебника предполагается особое внимание уделить человеку, его повседневным практикам, культуре труда и потребления, правовой и политической культуре. Необходимо осветить новые тенденции в культуре различных социальных страт, жителей города и деревни, центра и различных регионов страны. В отличие от традиционного подхода, под «культурой» понимается не только «высокая» культура (наука, литература и искусство), но и сфера повседневности, а также «массовая культура», появление которой являлось в России (как и в др. странах) одним из важнейших аспектов модернизационного процесса.
В соответствии с общетеоретическими основами Стандарта важно сбалансированно показать национальную и конфессиональную политику государства, избегая стереотипов (эксплуатация окраин как колоний, с одной стороны, и полная гармония интересов центра и окраин – с другой). Реальность оставляла место и противостоянию, и сотрудничеству национальных элит, и эксплуатации периферии центром, и обратному процессу. Показать сложность этих процессов является одной из задач авторов будущего учебника.
© Культурно-исторический стандарт