Культура СССР в 1985 — 1991 гг.

План:

I. Литература

II. Музыка и живопись

III. Кинематограф

IV. Образование

V. Наука


Литература.

Эпоха перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С. Горбачев начинает свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «гласность», то есть установка на расширение информированности населения о деятельности партии и правительства, открытость принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в котором оказалась страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Литературный журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи журналов резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») распространялись «по лимиту», то есть ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями увидели свет романы А.И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Е.И. Замятин («Мы»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»), М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В.В. Набокова («Лолита»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама и др.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.). Заметным явлением в литературе стал роман А.Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 1930-х гг. О судьбах ученых-генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В.Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д.А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой популярностью пользовался еженедельник «Аргументы и факты».


Музыка и живопись.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т.д.

«Вечная Россия», И. Глазунов

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственной и схематичной картине И.С. Глазунова («Вечная Россия», 1988 г.). Вновь популярным жанром становился плакат.


Кинематограф.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. Прошкина.

Наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд».


Образование.

Неоднозначны результаты перестройки в сфере образования. С одной стороны, гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось преждевременным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольская организации были упразднены, но взамен им не было создано ничего нового. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами. Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали за границу.


Наука.

В еще большей степени проблема «утечки мозгов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы перестройки заметно оживляются, то фундаментальная наука начинает клониться к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе.

Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных последствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru