Эпоха Александра II Освободителя

План:

I. Внутренняя политика Александра II

1.1 Отмена крепостного права

1.2 Либеральные реформы

1.3 Значение реформ Александра II

II. Внешняя политика Александра II

2.1 Основные направления внешней политики

2.2 Кавказская война

2.3 Политика на Дальнем Востоке

2.4 Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг.

III. Общественно-политические движения

3.1 Консерваторы

3.2 Либералы

3.3 Революционеры

3.4 Первые  рабочие организации


Внутрення политика Александра II.

Отмена крепостного права.

Александр II

Время царствования Александра II называют «эпохой великих реформ». Подъем народного движения в 1859 — 1861 гг. вынудил Александра II отменить крепостное право в России. В период подготовки крестьянской реформы были поочередно созданы Секретный комитет (1857 г.), который позже переименовали в Главный комитет (1858 г.), в марте 1859 г. была создана Редакционная комиссия.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян (один из авторов Н.А. Милютин).

Причины проведения реформы:

✔︎ труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом – отсутствие рынка свободной рабочей силы; низкая покупательная способность населения;

✔︎ кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина и оброк) достигли наивысшего уровня; кризис дворянства как сословия (3,5% дворян являлись беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных));

✔︎ военно-техническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война);

✔︎ крепостническое право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества;

✔︎ правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений;

Главным содержанием реформы стало личное освобождение крестьян. Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела, поступать в учебные заведения. Но при этом крестьяне оставались неравноправным сословием. Они облагались подушной податью, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Создавалась и сохранялась крестьянская община с ее круговой порукой. Чтобы стать собственниками земли, крестьяне должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость земли. Поскольку крестьяне не располагали средствами, в роли посредника выступило государство: оно выплатило помещикам 80% выкупной суммы, и этот долг с процентами крестьяне должны были вернуть государству в течение 49 лет. Крестьяне, не выплатившие свою долю выкупа помещикам, считались временнообязанными и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности — барщину и оброк. Временнообязанное состояние будет ликвидировано лишь в 1881 году, когда всех крестьян обязали выкупить свой надел.

Крестьяне освобождались с землей, т.е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от природных и экономических условий региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин. Если в дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов – процесс обезземеливания крестьян.

Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», в которых определялись размеры наделов и повинности. Данные грамоты должны были быть составлены в течение первых двух лет. Помещик подписывал грамоту не каждому в отдельности крестьянину, а общине. Споры между крестьянской общиной и помещиком урегулировали мировые посредники.

Значение реформы

📌 крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством;

📌 условия освобождения крестьян изначально заключали в себе противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями;

📌 реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место: апрель 1861 г. – восстания крестьян в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), которые были подавлены войсками;

📌 с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и привилегированности дворянства – необходимость преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.


Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX  века.

1864 г. – Земская реформа.

Причины поведения реформы:

✳︎ отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление – необходимость;

✳︎ привлечь к решению местных проблем все слои общества;

✳︎ предоставить населению право решать вопросы местного характера;

✳︎ частично возместить дворянству утрату прежней власти;

В основе реформы лежали следующие принципы: 1. отделение земств от административной власти; 2. всесословное выборное земское представительство. В губерниях и уездах создавалась система всесословных, выборных органов местного самоуправления – земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, обеспечение продовольствием, развитие местной промышленности и т.д.

Избирательное право получили только мужчины с 21 года. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое их решение. Запрет земствам заниматься политическими вопросами и объединяться во всероссийском масштабе. Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств растянулся до 1911 г.

Значение реформы

📌 попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве;

📌 земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству;

📌 земские учреждения сыграли роль в подъеме местного хозяйства и улучшении жизни деревни;

1870 г. – Городская реформа.

Причины реформы:

✳︎ необходимость замены сословно-бюрократических органов управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза;

Создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы и управы, которые ведали вопросами благоустройства, школ, медицины, благотворительности, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, введения санитарных норм и установления противопожарных мер;

Значение реформы:

📌  шаг вперед в сравнении с дореформенной организацией городского управления;

📌  способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.

1864 г. – Судебная реформа.

Причины реформы:

✳︎  отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах суда;

В основе реформы лежали следующие принципы: 1. всесословность суда (равенство всех сословий перед законом); 2. несменяемость судей; 3. независимость судей от администрации; 4. гласность; 5. состязательность судопроизводства;6.  строгое разграничение компетенции судебных инстанций;

Введение бессословного характера судебной деятельности. Учреждается адвокатуры (присяжные или частные поверенные). Создается институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Вводится выборность ряда судебных органов (мировые судьи) и упрощается система судопроизводства, сокращается число судебных инстанций. Изменяется система предварительного следствия: осуществляется не полицией, как было раньше, а судебными следователями, входящими в состав окружных судов.

Создание института нотариусов. К смертной казни могут приговаривать лишь Особое присутствие Сената и военный суд. Изменение системы наказаний: отмена клеймения и телесных наказаний. Сохранение телесных наказаний только для ссыльных, каторжан, в армии – для штрафников (плети), для крестьян – розги.

Значение реформы:

📌  являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60-70-х гг. 19 века;

📌  проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищенности;

1861 – 1874 гг. – Военная реформа.

Причины реформы:

✳︎ поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость;

Д.А. Милютин

✳︎ европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал;

✳︎ порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе;

Сокращается личный состава армии на 40%. Создаются военные округа (во главе с главнокомандующими, они же – генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления. Расширяется сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: 1863 – 1864 гг. – учреждение юнкерских училищ, военных гимназий, академий. Введены новые воинские уставы. Проведено перевооружение армии (нарезное скорострельное оружие, артиллерия, паровой флот). Отменена рекрутская система комплектования армии. 

1 января 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (Д.А. Милютин), которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста (с 1888 г. – 21 года). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет – на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от военной службы.

Значение реформы:

📌  преобразования в армии – важный фактор демократизации общества;

📌  повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877 – 1878 гг.).

1863 – 1864 гг. – Реформа в области просвещения.

Причины реформы:

✳︎ капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования;

✳︎ само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей.

В 1863 г. вводится университетский устав —  расширяется автономия университетов – создаются советы университетов, решавших все внутренние вопросы: избрание ректора и преподавателей; утверждение сметы расходов; присуждение ученых степеней; назначение стипендии студентам.

В 1864 г. введено Положение о начальных народных училищах: ликвидация государственно-церковной монополии на образование; разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам; закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года);

1864 г. – устав средней школы: гимназии 7-летние, с 1871 – 8-летние – платные, бессословные; типы гимназий: классические – готовили к поступлению в университет, реальные – готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Увеличивается число женских гимназий (создаются с 1862 г.), открываются высшие женские учебные заведения.

Значение реформы:

📌  создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы.

1865 г. – Цензурная реформа.

Причины реформы:

✳︎ общественно-демократический подъем в стране после окончания Крымской войны требовал смягчения цензурных правил.

Отменена предварительная (т.е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большинства книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации.

Значение реформы:

📌  характеризовалось половинчатостью: с одной стороны произошло смягчение цензурных притеснений, появилась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура;

1862 – 1866 гг. – Финансовая реформа.

Причины реформы:

✳︎ потребности капиталистического развития страны, расстройство финансов в годы Крымской войны;

✳︎ упорядочение государственного бюджета;

✳︎ централизация финансового дела;

✳︎ финансовое обеспечение реформ;

1860 г. – учреждение Государственного банка – заменил приказы общественного презрения, Земский и Коммерческий банки. 1862 г. – право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов, деятельность которого подлежала надзору со стороны государственного контролера. Вводится регулярная публикация государственного бюджета в открытой прессе. В 1863 году упраздняются винные откупа, вводится патентный сбор и особый акциз.

Значение реформы:

📌 установление гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

М.Т. Лорис-Меликов

В конце своего правления Александр II объявил о создании Верховной распорядительной комиссии (1880 г.). Во главе ее был поставлен М.Т. Лорис-Меликов. Свой проект он назвал «Диктатура сердца» (или Конституция).

Главной своей задачей Лорис-Меликов считал борьбу с терроризмом. По его предложению было ликвидировано Третье отделение императорской канцелярии, показавшее свою несостоятельность, когда дело приняло серьезный оборот. Вместо него был создан Департамент полиции, вошедший в состав Министерства внутренних дел.

Под руководством Лорис-Меликова стала разрабатываться программа реформ на ближайшие годы. Предполагалось понизить выкупные платежи. Встал вопрос и о представительном собрании. Но он был против немедленного создания парламента по западному образцу. В докладе царю он предложил воспользоваться опытом, полученным при разработке крестьянской реформы: созвать комиссию с участием представителей земств и некоторых крупных городов. Это был отдаленный образ представительного собрания. Убийство Александра II положило конец данному проекту.

Значение реформ Александра II:

📌  реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России;

📌  после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью;

📌  реформирование страны вело к устранению сословных различий;

📌  увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов — разночинцев;

📌  реформы носили противоречивый, непоследовательный и незавершенный характер;


Внешняя политика Александра II.

Направление Событие Результат
Дальний восток

Симодский договор с Японией о «мире и дружбе» (1855 г.);

Айгунский договор (1858 г.) с Китаем (определены границы по р. Амур до впадения в нее р. Уссури);

Пекинский договор с Китаем (1860 г.) — Уссурийский край вошел в состав России;

✓трактат России и Японии о разделе владений на Курильских островах и о. Сахалин (1875 г.)

Укрепление позиций России на Дальнем Вотоке
Отношения с США ✓ 1867 г. — США продана Аляска Россия освободилась от территории, расходы на оборону и управление которой превышали доходы от нее
Политика России в Средней Азии

✓ 1865 г. — взятие Ташкента, было образовано Туркестанское генерал-губернаторство;

✓ Завоеваны Бухарское и Кокандское ханства (М.Д. Скобелев);

✓ Покорены туркменские племена (М.Д. Скобелев);

✓ разграничение сфер влияния с Великобританией в Средней Азии: подписаны русско-британские отношения, по которым была установлена русско-афганская граница по реке Герируд на западе и Амударье на востоке;

Расширение геополитического пространства России
Борьба за отмену условий Парижского мира 1856 года

✓ выдвинута формула новой внешней политики: «Собирание сил» министром иностранных дел А.М. Горчаковым. Россия должна воспользоваться разногласиями между европейскими державами, чтобы вернуть свое прежнее влияние. 

✓ Россия поддержала Пруссию в процессе объединения германских земель под ее началом

Преодоление международной изоляции
Защита интересов православного населения Османской империи.  Русско-турецкая война (1877 — 1878 гг.) Подписание Сан-Стефанского договора в 1878 г.: Сербия, черногория и Румыния получали независимость; провозглашалась автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины; Росси получала Южную Бессарабию, крепости — Карс, ардаган, Баязет, Батум.

По решение Берлинского конгресса (1878 г.) Англия и Австро-Венгрия добились пересмотра Сан-Стефанского мира — территория автономного Болгарского княжества сокращалась втрое; автсро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия — о. Кипр.

Продолжение войны на Кавказе Кавказская война 1817 — 1864 гг. Окончание. Присоединение Чечни, горного Дагестана, Северо-Западного Кавказа к России Закрепление России на Кавказе; усиление южных рубежей; ликвидация горских набегов на славянские поселения; возможность влиять на ближневосточную политику.
Поддержание мира в Европе

1873 г.подписание политической конвенции между Россией и Австро-Венгрией, к которой присоединилась и Германия — «Союз трех императоров».

Но:

1875 г. — «военная тревога» в Европе — Россия спасла Францию от предупреждающего разгрома Германией;

1878 — 1879 г.оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины — усиление влияния Австро-Венгрии на Балканах.

Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией.

Однако:

1879 — 1882 гг. оформление Тройственного союза: Германия, Австро-Венгрия, Италия против России и Франции.

1881, 1884 гг.продление Россией, Германией и Австро-Венгрией «Союза трех императоров». 1887 — подписание Россией и Германией договора «перестраховки», но это не привело к улучшению отношений — 1879 — 1890-е гг. — таможенная война России и Германии.

Участие России в военно-политических блоках в Европе

Русско-турецкая война 1877 — 1878 гг.

Во внешней политике Российской империи XIX века было четыре войны с Османской империей. Три из них Россия выиграла, одну проиграла. Последней войной в 19 столетии между двумя странами стала русско-турецкая война 1877-1878 годов, в которой победу одержала Россия. Победа стала одним из результатов военной реформы Александра II. В результате войны Российская империя возвращала себе ряд территорий, а также помогала приобрести независимость Сербии, Черногории и Румынии.

Причины войны:

🖊 обострение «балканского» вопроса;

🖊 стремление России вернуть себе статус влиятельного игрока на внешней арене;

🖊 поддержка Россией национального движения славянских народов на Балканах, стремясь расширить свое влияние в этом регионе. Это вызывало интенсивное сопротивление стран Европы и Османской империи;

🖊 конфликт России и Турции за статус проливов, а также желание реванша за поражение в Крымской войне 1853-1856;

🖊 нежелание Турции идти на компромисс, игнорирование не только требований России, но и европейского сообщества.

Основные события войны:

Шипкинский перевал

В период апреля-августа 1877 году прошло несколько важных сражений:

⚡️ Уже в первый день войны российские войска захватили ключевые турецкие крепости на Дунае, а также перешли кавказскую границу.

⚡️  18 апреля российские войска захватили Баязет, важную турецкую крепость в Армении. Однако уже в период 7-28 июня турки пытались провести контрнаступление, российские войска в героической борьбе выстояли.

⚡️ В начале лета войска генерала Гурко захватили древнюю болгарскую столицу Тырново, а 5 июля установили контроль за Шипкинским перевалом, через который шла дорога на Стамбул.

⚡️ На протяжении мая-августа румыны и болгары массово начали создавать партизанские отряды для помощи россиянам в войне с османами

Главной проблемой России было то, что командовал войсками неопытный брат императора Николай Николаевич. Поэтому отдельные российские войска фактически действовали без центра, а значит, выступали как несогласованные между собой подразделения. В результате 7-18 июля было принято две безрезультатные попытки штурма Плевны, вследствие которых погибло около 10 тысяч русских. В августе начался третий штурм, перешедший в затяжную блокаду. Вместе с тем с 9 августа аж до 28 декабря длилась героическая оборона Шипкинского перевала. В этом смысле русско-турецкая война 1877-1878 годов, даже кратко, представляется весьма противоречивой по событиям и личностям.

Осенью 1877 года ключевое сражение проходило возле крепости Плевна. По приказу военного министра Д.Милютина армия отказалась от штурмов крепости, а перешла к планомерной осаде. Армия России, а также ее союзника Румынии насчитывала около 83 тысяч человек, а гарнизон крепости состоял из 34 тысяч воинов. Последний бой под Плевной прошел 28 ноября, российская армия вышла победителем и наконец-таки смогла захватить непреступную крепость. Это было одним из самых крупных поражений турецкой армии: в плен попало 10 генералов и несколько тысяч офицеров. Кроме того, Россия устанавливала контроль над важной крепостью, открывая себе путь на Софию. Это было начало перелома в русско-турецкой войне.

На восточном фронте русско-турецкая война 1877-1878 годов также развивалась стремительно. В начале ноября была захвачена еще одна важная стратегическая крепость – Карс. Из-за одновременных неудач на двух фронтах Турция полностью теряла контроль над перемещением собственных войск. 23 декабря российская армия вошла в Софию.

В 1878 год Россия вошла с полным преимуществом над врагом. 3 января начался штурм Филлипополя, а уже 5 город был взят, перед Российской империей была открыта дорога на Стамбул. 10 января Россия входит в Адрианополь, разгром Османской империи является фактом, султан готов подписать мир на условиях России. Уже 19 января стороны согласовали предварительный договор, который существенно усиливал роль России в Черном и Мраморном море, а также на Балканах. Это вызвало сильнейшее опасение стран Европы.

Итоги войны:

были зафиксированы в Сан-Стефанском мирном договоре:

📌 Россия присоединяла Бессарабию, а также часть Турецкой Армении;

📌  Турция выплачивала Российской империи контрибуцию в размере 310 млн. рублей;

📌  Россия получала право иметь черноморский флот в Севастополе:

📌  Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, а Болгария получала такой статус через 2 года, после окончательного вывода оттуда российских войск (которые находились там на случай попыток Турции вернуть территорию);

📌  Босния и Герцеговина получали статус автономии, однако были фактически оккупированы Австро-Венгрией;

📌  в мирное время Турция должна была открывать порты для всех судов, которые направлялись в Россию;

📌  Турция обязана была организовать реформы в культурной сфере (в частности для славян и армян).

Однако и эти условия не устроили европейские государства. В итоге в июне-июле 1878 года в Берлине состоялся конгресс, на котором были пересмотрены некоторые решения:

📌  Болгария делилась на несколько частей, а независимость получала только северная часть, а южная возвращалась Турции;

📌  уменьшалась сумма контрибуции;

📌  Англия получала Кипр, а Австро-Венгрия официальное право на оккупацию Боснии и Герцеговины.

Полководцы и герои войны:

И.В. Гурко

🎖 Иосиф Гурко

🎖 Михаил Скобелев

🎖 Михаил Лорис-Меликов

🎖 Ф.Ф. Радецкий

Значение войны:

М.Д. Скобелев

Русско-турецкая война 1877-1878 закончилась полной и безоговорочной победой Российской империи, однако несмотря на военный успех европейские государства оказали стремительное сопротивление усилению роли России в Европе. Стремясь послабить Россию, Англия и Турция настояли на том, что не все стремления южных славян были реализованы, в частности не вся территория Болгарии получала независимость, а Босния перешла с Османской оккупации под Австрийскую. В результате национальные проблемы Балкан еще больше осложнились, в результате превратив этот регион в «пороховой погреб Европы». Именно здесь произошло убийство наследника Австро-Венгерского престола, став поводом к началу Первой мировой войны. Это вообще забавная и парадоксальная ситуация – Россия одерживает победы на полях сражений, но раз за разом терпит поражения на дипломатических поприщах.

Россия возвращала себе потерянные территории, черноморский флот, однако так и не достигли желания доминировать на Балканском полуострове. Этот фактор также был использован Россией при вступлении в Первую мировую войну. Для Османской империи, которая была полностью разгромлена, сохранялась идея реванша, что заставляло ее вступать в мировую войну против России.

Кавказская война (1817 — 1864 гг.).

А.И. Барятинский

Со второй половины 1850-х годов Петербург усилил действия в стремлении сломить сопротивление, генералы Барятинский и Муравьев сумели взять Шамиля с его армией в кольцо. Наконец, в сентябре 1859 года имам сдался в плен. В Петербурге он встретился с императором Александром II, а затем был поселен в Калуге. В 1866 году Шамиль, будучи уже пожилым человеком, там же принял русское подданство и получил потомственное дворянство.

Завоевание южных территорий Россией заняло около 50 лет. Это была одна из самых затяжных войн страны. История кавказской войны 1817 — 1864 годов была длительной, исследователи до сих пор изучают документы, собирают сведения и составляют хронику военных действий.

Несмотря на продолжительность, она окончилась для России победой. Кавказ принял русское подданство, а Турция и Персия отныне не имели возможности влиять на местных правителей и подстрекать их к смуте. Итоги кавказской войны 1817 — 1864 гг. хорошо известны. Это:

✳︎ закрепление России на Кавказе;

✳︎ усиление южных рубежей;

✳︎ ликвидация горских набегов на славянские поселения;

✳︎ возможность влиять на ближневосточную политику.

Еще одним важным результатом можно считать постепенное слияние кавказской и славянской культур. Несмотря на то, что каждая из них имеет свои особенности, на сегодняшний день кавказское духовное наследие прочно вошло в общую культурную среду России. И сегодня русские люди мирно живут бок о бок с коренным населением Кавказа.


Общественно-политические движения.

Причины подъема общественного движения:

✔︎ сохранение самодержавия и полицейских методов управления;

✔︎ сохранение сословного неравноправия;

✔︎ колебания правительственного курса — от либерализма к консерватизму;

✔︎ разнообразие и острота социальных противоречий;

✔︎ ограниченность и незавершенность реформ 1860 — 1870-х гг.;

✔︎ нерешенность аграрного вопроса;

✔︎ отсутствие свободы слова и печати, гарантий свободы личности;

Консервативное направление.

Представители

К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, газета «Московские ведомости», Д.А. Толстой, министр народного просвещения

Основные идеи

Сохранение самодержавия, единой и неделимой России, господства православия, поощрение русификации «иногородцев», необходимость корректировки реформ 60-70-х гг. XIX в. в интересах дворянства

Либеральное направление.

Представители

И.И. Петрункевич, С.А. Муромцев, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, журнал «Вестник Европы»

Основные идеи  

Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод

Революционное направление.

Причины возникновения

✓ несправедливость крестьянской реформы 1861 г.;

✓ чувство вины русской интеллигенции перед русским народом;

✓ ослабление цензуры (1865 г.)

ДВИЖЕНИЕ 60-х гг. XIX в.

Журнал «Современник» Н.Г. Чернышевского, бесцензурная газета «Колокол» А.И. Герцена

Н.Г. Чернышевский

А.И. Герцен

Пропаганда идей свержения самодержавия, ликвидации помещичьего землевладения

«Земля и воля»

Тайное общество 1861 — 1864 гг. Организаторы: Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, Н.И. Утин и др.

✓ поддержка борьбы Польши за независимость (восстания 1863 — 1864 гг.;

✓ издание и распространение революционной литературы;

Полицейское преследование — самоликвидация;

 ДВИЖЕНИЕ на РУБЕЖЕ 60-70-х гг. XIX в.
  Возникновение революционных народнических кружков
 

Ишутинцы (кружок Н.А. Ишутина, И.А. Худякова)

1863 — 1866 гг.

Н.А. Ишутин

Цели:

✓ подготовка вооруженного переворота;

✓ введение общественной собственности коллективного труда;

✓ часть членов организации придерживалась террористической тактики;

Деятельность:

✓попытки влиянием Н.Г. Чернышевского организовать коммуны и мастерские окончились неудачей;

✓ существование в организации тайного центра для контроля над своими членами в период подготовки и осуществления революции под названием «Ад».

✓4 апреля 1866 г. — неудачное покушение члена организации Д.В. Каракозова на Александра II — разгром организации;

 

 

Нечаевцы (кружок С.Г. Нечаева «Народная расправа»)

1869 — 1871 гг.

С.Г. Нечаев

Цели:

✓ осуществление политического переворота;

✓ формирование строгой централизации и дисциплины внутри организации;

Деятельность:

✓ показательное убийство подозреваемого в измене члена организации И. Иванова в целях укрепления дисциплины. Процесс над членами организации из политического превратился в уголовный;

 

 

Чайковцы (кружок М.А. Натансона и С.Л. Перовской, назван по имени Н.В. Чайковского, легального представителя кружка «Большое общество пропаганды»)

1871 — 1874 гг.

Н.В. Чайковский

Цели:

✓ устава общество не имело и более занималось просвещением и самообразованием;

Деятельность:

✓первоначально — распространение легально изданных книг и создание самообразовательных обществ;

✓ позднее — переход к распространению нелегальной литературы;

✓инициирование «хождения в народ»;

 

  разработка теории революционной борьбы

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА:

капитализм в России — явление чуждое, насаждаемое «сверху» — не имеет на русской почве социальных корней;

у России особый путь исторического развития;

будущее России — социализм, минуя капитализма;

ячейка социализма в стране — крестьянская община;

руководящая сила крестьянина — партия революционеров-профессионалов;

 

Пропагандистское

(П.Л. Лавров)

крестьянская община — «ячейка социализма» — прообраз будущего социалистического государства;

русский народ не готов к немедленной революции — его необходимо «разбудить»;

интеллигенция должна путем пропаганды готовить крестьян к революции;

успех пропаганды обеспечит тайная революционная организация; 

 

Бунтарское (анархистское)

(М.А. Бакунин)

любое государство — инструмент насилия и эксплуатации, деспотизма и социальной несправедливости;

вместо государства необходимо создать союз самоуправляющихся общин;

русский крестьянин: социалист по инстинкту; бунтарь, готовый к революции;

✓ задача передовой интеллигенции — революционеров — «идти в народ», агитировать и разжигать из отдельных бунтов (восстаний) всероссийскую революцию;

 

 

Заговорщицкое

(П.Н. Ткачев)

 народ к революции не готов;

малообразованный крестьянин не сможет воспринять идеи социализма — пропаганда не даст успеха;

крестьянин отличается консерватизмом и монархизмом (верой в царя-батюшку) — крестьянин не готов к бунту;

задача революционеров — организация заговора узкой группой профессиональных революционеров — осуществление государственного переворота;

взяв власть, революционеры создадут новое государство, которое будет служить интересам народа и начнет социалистическое переустройство;

1874 — 1875 г. — «хождение в народ»  

 Особенности  ✓ отсутствие единого руководящего центра;

отсутствие единой программы деятельности;

отсутствие единой платформы;

ДВА ВИДА ПРОПАГАНДЫ  

 Летучая  Передвижение от села к селу, выступления на сходках, чтение прокламацией, призывы не повиноваться администрации, не платить налогов, проповедь идеи христианского равенства
Оседлая  Проживание небольшими группами в селах, организация артелей и коммун, школ, распространение нелегальной литературы, постепенная агитация
 ПРОВАЛ АКЦИИ «хождение в народ»: непонимание крестьянами

1876 — создание организации «Земля и воля» (Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский)

Цели и задачи:

✓ свержение самодержавия;

✓ осуществление социалистической революции;

✓ передача земли крестьянам с правом общинного использования;

✓ введение сельского и городского «мирского самоуправления»;

✓ создание производственных, земледельческих и промышленных ассоциаций (объединений);

✓ введение свободы слова, собраний, вероисповедания;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Пропаганда  6 декабря 1876 г. — первая в России политическая демонстрация у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Террор   1878 г. — покушение В.И. Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова;

1879 г. — покушение А.К. Соловьева на Александра II

  1879 г. — раскол «ЗЕМЛИ и ВОЛИ»
 «Черный передел»

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др. Сохранение программы и тактики «Земли и воли»

1883 г. -в Женеве (Швейцария) основана группа «Освобождение труда»

 

 «Народная воля»

А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и др.

Тактика: террор для устрашения правительства и обеспечения политического переворота

Подготовили и осуществили восемь покушений на Александра II. 1 марта 1881 г. — смертельное ранение Александра II от взрыва бомбы, брошенной И.И. Гриневицким

Казнь пятерых руководителей «Народной воли»: А.И. Желябова, С.Л. Перовской, А.Д. Михайлова, Н.И. Кибальчича, Н.И. Рысакова — разгром народнических организаций, народническая идеология вступает в полоску кризиса

Либеральное народничество.

Представители

Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко

Основные идеи

Уничтожение остатков крепостничества, в первую очередь помещичьего землевладения, улучшение материального положения крестьян, недопущение в России «язв» капитализма, отказ от традиций революционной борьбы, пропаганда мирных путей общественного преобразования, теории «малых дел», введение всеобщего начального образования, отмена телесных наказаний (интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества)

Первые рабочие организации в России.

Название, годы, место существования

Руководители, численность

Программные требования

Деятельность

«Южнороссийский союз рабочих», 1875 — 1876 гг., г. Одесса

Е.О. Заславский (ядро — ок. 60 человек)

Свержение самодержавия и освобождение рабочих от гнета капиталистов путем насильственного переворота. В программе отразилось влияние народников

Пропаганда идеи необходимости объединения рабочих Юга России для борьбы с существующим строем

«Северный союз русских рабочих», 1878 — 1880 гг., г. Санкт-Петербург

С.Н. Халтурин, В.П. Обнорский (входило ок. 260 человек)

Борьба за политические свободы и ликвидацию царизма; коренное изменение существующего экономического строя: замена частной собственности на землю общественной; под влиянием идей Интернационала признавалась солидарность рабочих всех стран; под влиянием народников предполагалось «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права»

Участие в стачках. Издание прокламаций и листка «Рабочая заря»


Итоги правления Александра II.

Гибель «Освободителя», убитого народовольцами от имени «освобождённых», казалась многим символичным завершением его царствования, приведшем, с точки зрения консервативной части общества, к разгулу «нигилизма». Говорят, что его смерти желала половина России. Политические деятели правого крыла говорили, что император погиб «вовремя»: процарствуй он ещё год или два, катастрофа России (крушение самодержавия) стала бы неизбежностью.

Несмотря на арест и казнь всех лидеров «Народной воли», террористические акты продолжались и в первые 2-3 года царствования Александра III.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы — освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по сей день. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.


События зарубежной истории XIX века.

✳︎ гражданская война в США — 1861-1865 гг. — XIX век;

✳︎ объединение Италии — 1870 г. — XIX век;

✳︎ деятельность Бисмарка во главе Пруссии — 1867-1890 гг. — XIX век;

✳︎ революция Мэйдзи в Японии — 1868 год — XIX век;

✳︎ франко-прусская война — 1870-1871 гг. — XIX век;

✳︎ провозглашение Германской империи — 1871 год — XIX век;

✳︎ капитуляция Наполеона Бонапарта III под Седаном — 1870 год — XIX век;

(встречается в ЕГЭ):

✔︎ объединение Италии — 1870 г. — XIX век;

✔︎ революция Мэйдзи в Японии — 1868 год — XIX век;

✔︎ франко-прусская война — 1870-1871 гг. — XIX век;

✔︎ гражданская война в США — 1861-1865 гг. — XIX век;

✔︎ деятельность Бисмарка во главе Пруссии — 1867-1890 гг. — XIX век;

✔︎ капитуляция Наполеона Бонапарта III под Седаном — 1870 год — XIX век;

✔︎ провозглашение Германской империи — 1871 год — XIX век;


Российская империя в годы правления Александра II (встречается в ЕГЭ):

Процессы (явления, события) и факты:

📍русско-турецкая война 1877-1878 гг. — осада Плевны;

📍внешняя политика Александра II — заключение Айгунского договора между Россией и Китаем;

📍великие реформы 1860-1870-х гг. (великие реформы Александра II) — введение суда присяжных; отмена крепостного права;

События и годы:

✳︎ Берлинский конгресс — 1878 год;

✳︎ введение в России всесословной воинской повинности — 1874 год;

✳︎ издание Положения о губернских и земских учреждениях — 1864 год;

✳︎ окончание Крымской войны — 1856 год;

✳︎ взятие Плевны русскими войсками — 1877 год;

✳︎ продажа Аляски США — 1867 год;

Термины, которые имеют отношение к эпохе правления Александра II:

✓ нигилизм                                   ✓ земские собрания                                      ✓ всесословная воинская повинность

✓ мировые посредники            ✓ мировые судьи

✓ отработки                                  ✓ землевольцы

✓ народничество                        ✓ присяжный заседатель

✓ прирезки                                   ✓ временнообязанные крестьяне

Термины и их определение (запись пропущенного слова):

🖍 в 1864 году был введен новый Устав гимназий и прогимназий, по которому гимназии стали делить на реальные и — классические;

🖍 части находившихся в пользовании крестьян наделов, переданные по Крестьянской реформе 1861 года помещикам — отрезки;

🖍 документы, составлявшиеся в ходе Крестьянской реформы 1861 года, в которых фиксировались отношения помещиков с временнообязанными крестьянами, устанавливались размеры крестьянских наделов и повинности за пользование ими,  назывались — уставными грамотами;

🖍 за полученную по реформе 1861 года в надел землю крестьяне должны были платить так называемые — выкупные платежи;

Фрагмент источника и его краткая характеристика:

📜 «Призванный быть на суде обвинителем величайшего из злодеяний, когда-либо совершившихся на русской земле, я чувствую себя совершенно подавленным скорбным величием лежащей на мне задачи. Быть юристом, слугою безличного и бесстрастного закона в такую роковую историческую минуту, когда и в себе самом, и вокруг всё содрогается от ужаса и негодования, когда, при одном воспоминании о событии 1-го марта, неудержимые слёзы подступают к глазам и дрожат в голос, когда всё, что есть в стране, честного и верного своему долгу, громко вопиет об отмщении, трудно. Но, для нас, людей суда, обязательно и необходимо прежде всего потому, что о беспристрастии и спокойствии всестороннего судебного рассмотрения, о суде на точном основании всех правил и гарантий судопроизводства говорит нам самый закон, данный тем же мудрым законодателем обновлённой России, чей ещё так недавно светлый и милостивый образ мы с горестью видим теперь перед собой облечённым в траур по его безвременной кончине».

✍︎ в память об императоре, упоминаемом в отрывке, был построен Храм Спаса на Крови;

✍︎ в отрывке упоминается судебная реформа, осуществленная в годы правления данного императора;

📜 «С сим же курьером повергая на Высочайшее воззрение договор, заключённый мною с китайскими уполномоченными о возвращении России Амура, я поспешаю уведомить Ваше Сиятельство об этом счастливом событии и окончании дела, в котором Вы всегда изволили принимать живое участие. Если договор этот удостоится Высочайшего одобренияи Государевой милости к исполнителям, то я имею честь покорнейше просить Ваше Сиятельство ходатайствовать перед Его Величеством, в личную и лучшую для меня награду прощение с возвращением прежних прав состояния остающимся ещё в Восточной Сибири государственным преступникам: Николаю Спешневу, Фёдору Львову, Михайле Буташевичу-Петрашевскому и сосланному в г. Томск родственнику моему Михайле Бакунину. Примите уверение в искреннем уважении и душевной преданности, с коими имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Николай Муравьёв».

✍︎ в отрывке упоминается исторический деятель, известный как идеолог бунтарского течения в народничестве;

✍︎ документ появился во второй половине XIX века;

📜 «1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах. 2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедщим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в. Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях. 15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются «временно-обязанными крестьянами».

✍︎ издание данного документа стало следствием поражения России в Крымской войне;

✍︎ в десятилетие издания данного документа в России были учреждены земства и суд присяжных;

📜 «Весною <…> года молодёжь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какогонибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддёвку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр. Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину, другие — большинство — на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности, третьи — меньшая часть — направились на юг, четвёртые, наконец, считали нужным предварительно заехать в разные губернские города, где имелись революционные кружки, с которыми предполагалось установить связи, или представлялся какойнибудь случай для пропаганды…»

✍︎ участниками революционного движения, о котором идет речь в отрывке, были А.И. Желябов и С.Л. Перовская;

✍︎ целью действий, описываемых в отрывке, была организация революционной пропаганды среди крестьянства;

📜 «Вокруг меня все как будто торжествуют и успокоены. — Не менее их радуюсь то му, что Плевна пала. Но что же далее? Разве это конец? Разве не мы сами помогли создать Плевну, прежде чем её взять? Государь возвращается. Только и речи о восторженной встрече. Разве это в своём роде не признак года, более или менее похвального, но всётаки года? Разве отсутствовавший 6 месяцев самодержец возвращается триумфатором? Нужны дальнейшие усилия, нужно сознание всех трудностей незавершённого дела; торжеству будет досуг впоследствии. — Между тем, не видно, что сделано после падения Плевны с бывшею перед нею армиею. Время уходит. Прошло 6 дней. — Немцы на другой день после Седана уже поворотили на Париж».

✍︎ участником событий, о которых идет речь в отрывке, был М.Д. Скобелев;

✍︎ автор обеспокоен бездействием российской армии;

Кто из перечисленных исторических деятелей были представителями народничества (выбор из списка):

♕ П.Н. Ткачев;

♕ П.Л. Лавров;

♕ М.А. Бакунин;

События и участники:

⚔️ подготовка Великих реформ 1860 — 1870-х гг. — Н.А. Милютин;

⚔️ русско-турецкая война 1877-1878 гг. — М.Д. Скобелев;

⚔️ подготовка военной реформы периода правления Александра II — Д.А. Милютин;

⚔️ осада Плевны — М.Д. Скобелев;

⚔️ «хождение в народ» — С.Л. Перовская;

Век и событие истории России:

✍️ XIX век — открытие Николаевской железной дороги;

✍️ XIX век — убийство императора Александра II;

✍️ XIX век — покушение Д.В. Каракозова на императора;

✍️ XIX век — введение всесословной воинской повинности;

✍️ XIX век — отмена крепостного права в России;

Верные суждения к отрывку из исторического источника:

📜 «В течение семи дней мы присутствовали два раза в день на торжественных панихидах в Зимнем дворце. <…> Нервы наши были напряжены до последней степени. Физическая усталость, в соединении с вечной тревогой, довела нас, молодёжь, почти до истерического состояния. Ночью, сидя на наших кроватях, мы продолжали обсуждать катастрофу минувшего воскресенья и спрашивали друг друга, что же будет дальше? Образ покойного Государя, склонившегося над телом раненого казака и не думающего о возможности вторичного покушения, не покидал нас. Мы понимали, что чтото несоизмеримо большее, чем наш любящий дядя и мужественный монарх, ушло вместе с ним невозвратимо в прошлое. Идиллическая Россия с Царём Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать [в день убийства царя]. Мы понимали, что Русский Царь никогда более не сможет относиться к своим подданным с безграничным доверием. Не сможет, забыв цареубийство, всецело отдаться государственным делам. Романтические традиции прошло го и идеалистическое понимание русского самодержавия в духе славянофилов — всё это будет погребено, вместе с убитым императором, в склепе Петропавловской крепости. Взрывом прошлого воскресенья был нанесён смертельный удар прежним принципам, и никто не мог отрицать, что будущее не только Российской Империи, но и всего мира за висело теперь от исхода неминуемой борьбы между новым русским Царём и стихиями отрицания и разрушения».

✍︎ описываемые события произошли в 1880-х гг.;

✍︎ политика «нового русского царя», упомянутого в отрывке, получила название «контрреформы»;

✍︎ представители течения в общественном движении, упомянутое в отрывке, критически относилось к реформам, проведенным Петром I;

📜 «…Внезапная кончина Императора Николая Павловича поразила всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но известные качества Августейшего преемника служили для всех некоторым утешением. Нет необходимости исчислять первых действий нового венценосца, которые Ему в подробности известны по той неутомимой деятельности, с которою Он лично вникает во все отрасли государственного управления; но нельзя прейти молчанием, с какою радостью было встречено Его прибытие к армии и какую неисчислимую пользу принесло личное Его обозрение оной. Государь почти скрывал Свое намерение, и, следуя влечению Своего сердца, предпринял путешествие в Крым вопреки замечаний приближенных к Нему лиц. <…> Тем не менее нельзя умолчать, что война чрезвычайно тягостна для России: рекрутские наборы, ополчение, остановившаяся торговля умножают нужды и бедность, и хотя русские готовы переносить и дальнейшие бедствия, но если бы правительство, сохраняя твердость и свое достоинство, достигло мира на условиях честных, то это было бы общею радостью в Империи».

✍︎ «Августейший преемник», о котором идет речь в отрывке, — император Александр II;

✍︎ автор пишет, что намерение императора посетить Крым не принесла никакой пользы;

✍︎ мирный договор, завершивший войну, о которой идет речь, был подписан в Париже;


📌 Характеристика периода по Культурно-историческому стандарту

📌 Основные термины по периоду

📌 Краткий минимум по Культурно-историческому стандарту

📌 Персоналии: князья и цари

📌 Персоналии: церковные и религиозные деятели

📌 Посмотреть карту

📌 Экзаменационные задания по периоду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru