Культурное развитие русских земель и княжеств XII — конца XIV вв.

План:

I. Особенности развития культуры в эпоху феодальной раздробленности

II. Литература и грамотность

III. Зодчество

IV. Живопись


С начала XII по конец XIV вв. на Руси была феодальная раздробленность. Единое государство распалось на самостоятельные земли и княжества. Период с XII до начала XIII вв. для Руси – это период феодальной раздробленности до монголо-татарского нашествия. Рассмотрим культуру русских земель указанного периода.

В XII–начале XIII в. на Руси появляются и развиваются новые культурные центры. Господство культуры Новгорода и Киева сменяется «полицентризмом», то есть наличием множества самобытных местных культур. Эту тенденцию можно отнести к положительным сторонам эпохи феодальной раздробленности на Руси.

Литература и распространение грамотности.

С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях феодальной раздробленности оно приобретает областной характер. Увеличивается количество центров летописания. Появляются родовые княжеские летописи. В целом летописцы не ограничивались описанием местных событий, а старались придать летописанию общерусский характер.

Самым знаменитым произведением русской литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве» – поэма о неудачном походе Новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Четко прослеживается политическая идея автора – раздробленность Руси, распри князей ослабляют русские земли и отдают их на легкую добычу иноземным завоевателям.

Несмотря на тяжесть монголо-татарского ига, в XIV в. на Руси развивалось книжное дело. Пергамент заменяется бумагой, и книги становятся более доступными. Широко было распространено чтение вслух. Продолжается летописание. 

Также к этому периоду относится появление:

✓ Киево-Печерского патерика (сборник, содержащий жития и нравоучения монахов);

✓ «Слова Даниила Заточника» (XII в.), «Моления (Послание) Даниила Заточника» (XIII в.)

✓ Исторических песен (с XIV в.)

В русских землях продолжает развиваться письменность и грамотность. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, владельческие записи, учебные упражнения и т. п. Письмо использовалось не только для создания книг, но и в быту, и для создания государственных и юридических актов. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи – граффити – на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Но монастырские писцы не могли удовлетворить возросшую потребность в книгах среди городского населения. Появляются переписчики книг. Многие князья содержали при себе переписчиков книг. Но основными очагами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви.


Зодчество.

В архитектуре русских земель XII-начала XIII в. сохранялись общие черты, но также вырабатывались и местные ее особенности. Во внешнем оформлении построек заметно влияние романского стиля.

Зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер. Во Владимиро-Суздальской земле основным материалом для сооружения храмов служил местный белый известняк. Известняк позволял активно использовать стены для каменной резьбы. Известна знаменитая резьба Дмитриевского собора во Владимире (1194 — 1197 гг.). Отдельные изображения посвящены религиозным сюжетам, но более всего встречаются изображения сцен охоты, борьбы, пиров, бытовых ситуаций, зверей и птиц. Шедевром мировой архитектуры является Покровский собор на реке Нерли, построенный по указанию А. Боголюбского (1165 год).

Новгородское строительство велось в основном из кирпича и отличалось простотой форм и минимумом внешних украшений. Церкви естественно вписывались в окружающую природу.

Продолжает развиваться мозаика, фреска и станковая живопись (иконопись). Но и в живописи проявились местные особенности.

В XIII веке архитектура переживает пору упадка и застоя. Кадры строителей по существу были уничтожены или уведены в плен, подорвана техническая преемственность. Первые 50 лет монголо-татарского ига на Руси не было построено ни одного города. С начала XIV в. строительство сосредоточилось в двух районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древнейшей Владимирской земле (Москва и Тверь). В Пскове развивалось оборонное зодчество. На рубеже XIII-XIV вв. появились первые каменные постройки Московского Кремля (Белокаменный Кремль 1366 — 1367 гг). Но они до наших дней не сохранились. Строятся Троице-Сергиев монастырь, собор Спасо-Андроникова монастыря.


Живопись.

В XIII веке появляются новгородская и ростовская школы живописи, а в XIV в. – тверская, псковская, московская, вологодская школы живописи. XIV век – это время расцвета живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал византиец Феофан Грек. Он расписывал церкви и соборы. В конце XIV в. Ф. Грек переезжает в Москву. К этому времени в Москве уже сложилась самобытная художественная традиция. Под руководством Ф. Грека проходили основные художественные работы: росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru