Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство

План темы:

I. Политический процесс

 1.1 Понятие «политический процесс»

 1.2 Особенности политического процесса

 1.3 Классификация (виды) политических процессов

 1.4 Цель и субъекты политического процесса

 1.5 Стадии политического процесса

II. Политическое участие

 2.1 Понятие «политическое участие»

 2.2 Сущность политического участия

 2.3 Виды политического участия

 2.4 Формы политического участия

 2.5 Политическая деятельность и её типы

 2.6 Функции политического участия

III. Политический лидер

 3.1 Понятие «политический лидер»

 3.2 Характерные черты политического лидерства

 3.3 Классификация (виды) политического лидерства

 3.4 Функции политического лидера


Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Особенности политического процесса.

🔻 складывается из бесконечной суммы политически значимых действий включенных в него участников — субъектов политического процесса (граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения, профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, СМИ);

🔻 связан с формированием, изучением, преобразованием и функционированием политической системы общества;

🔻 оказывает большое влияние на деятельность власти по принятию и исполнению политико-управленческих решений;

🔻 продолжается безостановочно с момента появления государства;

Классификация политических процессов.

Основания классификации Виды политического процесса
Масштаб Внутриполитический, внешнеполитический (международный)
Значимость для общества Базовый, частный
Публичность принятия решений Открытый, скрытый (теневой)

Цель политического процесса (объект) — политическая проблема.

Субъекты (участники) политического процесса.

✔︎ инициаторы (те, кто заявляет проблему);

✔︎ исполнители (те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы (властные институты, наделенные властью должностные лица, назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций) — выбор средств, методов и ресурсов для реализации политического процесса;

О политическом процессе (встречается в ЕГЭ):

📌 политический процесс воздействует на людей, что проявляется в разной их реакции на события этого процесса;

📌 источником развития политического процесса выступает взаимодействие социально-политических сил, являющихся его участниками;

📌 специфика политического процесса заключается в том, что он может носить конфликтный характер;


Стадии политического процесса.

Наименование стадии Ее сущность
Конструирование политической системы общества Создание в ходе выигранной политической борьбы качественно новой (по своей сути, целям развития, режиму функционирования, влиянию на общество) государственности, политической системы в целом. Конструирование — это и постоянный процесс. Он систематически возобновляется, идет непрерывно, представляя собой выражение согласия людей с установившейся политической системой, ее принципами, институтами, нормами и т.п.

Методы осуществления: вооруженное восстание, победа на выборах и т.д.

Воспроизведение компонентов и признаков политической системы общества Это и повторение всех установившихся элементов и параметров политической системы, а также их видоизменение, обновление (в рамках одного общественного строя).

Методы осуществления: свободные, тайные и прямые выборы, избрание, назначение, конкурсы и др.

Принятие и исполнение политико-управленческих решений Это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества

Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества Методы осуществления: выборы, референдумы, отчетно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения и др., а также деятельность институтов, которые создаются специально для осуществления контролирующие деятельности (сеть государственных учреждений, структур партий, общественных движений и организаций, СМИ)

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определенный цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т.д. — пока длится существование самой политической системы.

Типы политических процессов (встречается в ЕГЭ):

✔︎ периферийный — не оказывает принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти;

✔︎ базовый — разнообразные способы включения широких слоев населения в политические отношения с государством по поводу реализации тех или иных социально-политических требований;

✔︎ теневой — базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления;

✔︎ открытый — предполагает, что субъекты, влияющие на него, ведут деятельность публично;

✔︎ внутриполитический — предполагает участие субъектов, имеющих непосредственное отношение к институтам власти и общества, которые функционируют внутри отдельно взятого государств;

✔︎ внешнеполитический — предполагает, что на его ход влияют субъекты иностранного происхождения — главы государств, зарубежных корпораций и учреждений;

✔︎ добровольный — предполагается, что субъекты, влияющие на ход соответствующих событий, действуют, исходя из личной политической воли, руководствуясь своими убеждениями и приоритетами;

✔︎ контролируемый —  предполагает, что субъекты, влияющие на них, действуют, исходя из предписаний закона или, например, в силу административного воздействия со стороны уполномоченных структур;

✔︎ революционный — развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней. Для этого типа характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; 

✔︎ эволюционный — характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений;

✔︎  стабильный — характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм;

✔︎  нестабильный — возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений. Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резком колебании электоральных предпочтений путей развития;


Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Сущность, основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений.

✳︎ опосредованное (представительское) политическое участие — осуществляется через избранных представителей;

✳︎ непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т.д.).

Объем возможного участие определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия.

Формы политического участия.

📍 обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;

📍 лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц;

📍 направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти;

📍 политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;

📍 выборы, референдумы — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу;

Типы политической деятельности.

✔︎ политическое отчуждение — процесс, который характеризуется восприятием политики, государства, власти как посторонних, чужих сил, которые господствуют над человеком, подавляют её. Политическое отчуждение фиксирует наличие разрыва между обществом и человеком, оно проявляется в бессилии индивида влиять на развитие политических событий, восприятие человеком политических институтов как враждебных её интересам. Политическое отчуждение обусловлено и такими причинами, как потеря социальных идеалов, разочарование в любых властных структурах, психологическая усталость от бесконечного потока политической демагогии, непродуманных решений и откровенно циничной лжи. Проявлениями отчуждения является конформизм, социальная апатия, абсентеизм, отсутствие интереса к политическим знаниям, событий, отказ от выполнения общественного долга как форма протеста против политики, власти, ее лидеров.

✔︎ политическая пассивность — это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.

✔︎ политическая активность — форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей. Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.

Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Функции политического участия.

📌  включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властны отношений;

📌  удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития;

О политическом участии (встречается в ЕГЭ):

✳︎ одной из индивидуальных форм политического участия является оказание услуг политическими лидерами и элите в качестве экспертов, консультантов, советников;

✳︎ политическое участие может принимать негласные, тайные формы;

✳︎ политическое участие в демократическом обществе может принимать оппозиционные формы;

✳︎ основой политического участия является включение индивида в систему властных отношений;

✳︎ политическое участие содержит самооценку индивидом собственных качеств, свойств и возможностей как субъекта политики;

✳︎ политическое участие может приобретать конфликтную форму;


Политический лидер — это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.

Характерные черты политического лидера.

✳︎ наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;

✳︎ политическая воля, готовность брать на себя ответственность;

✳︎ популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;

✳︎ острый ум и политическая интуиция;

✳︎ организаторский талант и ораторские способности;

Классификация типов политических лидеров.

Наименование типа Его характеристика Примеры лидеров
Лидер-знаменосец Имеет собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг
Лидер-служитель Наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели Генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко
Лидер-торговец Обладает способностью убеждать. Признания добивается знанием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган
Лидер-пожарный Обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию Большинство лидеров в современных обществах

В чистом виде указанные типы лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества от каждого типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Функции политического лидера.

🔻 объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанным всех обществом;

🔻 выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности различных групп населения;

🔻 определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач посредством принятия практических решений;

🔻 инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения (возбуждение народного энтузиазма, создание определенных экономических стимулов);

🔻 обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и словами;

🔻 обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности;

О харизматическом политическом лидерстве (встречается в ЕГЭ):

✔︎ возникает в критических ситуациях, в которых оказывается общество;

✔︎ основывается на вере в сверхъестественные качества;

✔︎ характеризуется способностью внушения;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 EDМастерская. ИП Анастасия Назукина ОГРНИП 312774602601611 ИНН 772323259907 ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru